Довольно интересный по форме фильм.
В начале фильма мелкий чиновник узнаёт, что жить ему осталось недолго. Первую половину фильма он мучается, терзает себя, пытается смириться с этой мыслью и пытается понять, как ему прожить остаток дней. Когда же герой, наконец, понимает, что должен совершить хоть что-то стоящее, повествование резко меняет свой ход. Вторая половина фильма проходит на поминках этого чиновника. Его родственики, сослуживцы и просто случайные люди, словно из лепестков составляют цветок, рассказывают о последних месяцах жизни мелкого чиновника.
Трогательный фильм. Хотя идею изрядно затёрли за последние 57 лет.
Главную роль играет замечательный Такаши Шимура.
Начальник одного из отделов бесконечной бюрократической машины Токио не живет, а существует. У него даже есть кличка «мумия», которую точно придумала одна из его подчиненных. Ватанабэ (Такаси Симура) почти тридцать лет без прогулов на своем месте. Вся его жизнь – это череда прошений, печатей и направлений. И вот он узнает, что болен раком и жить ему осталось полгода, год – максимум. В этот момент он пытается переосмыслить само понятие этого термина «жить», приходит к выводу, что и не жил-то давно, напивается и пытается пуститься во все тяжкие, насколько ему позволяет его удрученное настроение. Сначала ему помогает прожечь остаток дней своих случайный пьянчужка-писатель. Потом он встречает ту самую подчиненную, которая уходит на другую, менее скучную работу (делать заводных кроликов, если что). Семья его, состоящая из сына и его жены, которые спят и видят, как бы купить собственную квартиру и свалить от нелюдимого отца, о смертельной болезни Ватанабе не знают. И в один момент Ватанабе понимает, что «жить» имеет еще и другое значение – социальное. Жить, означает создать нечто такое, что будет приятно другим людям. Пусть тебя после этого и помнить все равно не будут, так как система бюрократии – это болото, засасывающее все добрые начинания. И только люди всегда будут помнить правду.
«Жить» является одним из блистательных образчиков творчества Куросавы того периода. Интересен он, к примеру, тем, что показывает наиболее яркую и значительную моральную и духовную эволюцию главного героя от мумии к полубогу. Понятное дело, что этот образ скорее собирательный, но способ его подачи в качестве главного героя фильма выглядит наиболее четким, точным и сильным из ряда фильмов на подобную тематику, вроде «Пьяный ангел» или «Бездомный пес».
Фильм состоит из двух частей, различающихся как по структуре, так и по стилистике, тематике и настроению. Первая часть – трагедия личности. В ней зрителя знакомят с Ватанабе, с историей его жизни до и после страшного диагноза, и заставляют стать напарником по поиску смысла жизни оставшихся месяцев на этом свете. Финалом становится озарение, которое посещает главного героя и он решает, что знает, что можно сделать, успеть. Вторая часть – трагикомедия бюрократии. Нарративно построенная на флешбеках воспоминаний, которыми делятся посетители похорон Ватанабе, рассказывая, что кто и как сделал для того, чтобы на месте болота вырос детский парк. Интересно, что главный герой полностью отсутствует в этой части фильма, разве что появляясь в качестве второстепенного персонажа в воспоминаниях. Причем, как и в случае с «Расемоном», повествовательная часть не всегда совпадает с визуальной и то, что говорят клерки за кадром зачастую контрастирует с тем, что показывается нам в виде визуального ряда.
Столь же смелым является и выбор приемов, с помощью которых Куросава старается передать сложный, запутанный, порой затравленный внутренний мир переживаний Ватанабе. Фильм, при всей своей несложности сюжета, изобилует разнообразием субъективных точек съемки, резкие смены локаций в последовательности событий. Все это позволяет создать повествование из двух сложно совместимых пластов – личного, в котором Ватанабе пытается найти точку опоры рушащегося внутреннего мира, и общественного, в котором его близкие стараются найти оправдание или объяснение его поведению. Эти две системы координат разнятся и конфликтуют, но Куросава удачно удерживает их в рамках единого рассказа, что невероятно углубляет темы, что он цепляет на ходу.
В конце концов это именно в «Жить» одна из самых востребованных тем Куросавы на послевоенном этапе творчества выводится на пик значимости. Ватанабе, как и герои многих предыдущих картин, учится тому, что его действия, его личность ответственна за всех остальных в мире, фигурально выражаясь. И именно Ватанабе цена за поиск оказывается наиболее высокой. Ради стремления сделать мир хоть чуточку лучше он жертвует всем, что у него осталось.