Драматический |
16+ |
Валерий Фокин |
19 сентября 2014 |
1 час 50 минут, 1 антракт |
Известный всем и каждому народный артист России Николай Сергеевич Мартон в сегодняшнем костюме и с целлофановым пакетиком из супермаркета при полном свете встает со своего места в девятом ряду, идет по проходу, поднимается на сцену, достает из пакета маску и треуголку, надевает их — и становится Неизвестным, героем драмы Лермонтова «Маскарад», практически самой судьбой. С ним (с ней) убийца Арбенин будет вести диалог весь второй акт, сняв парик, без «масок», на равных. Первый же акт — маскарад во всех смыслах. Начиная с того, что другой народный артист России, корифей труппы Льва Додина, Петр Семак является в портретном гриме Юрия Юрьева, игравшего Арбенина в легендарном «Маскараде» Всеволода Мейерхольда в феврале 1917 года, и полностью повторяет юрьевскую интонационную партитуру и картинные позы. Другие герои режиссеру нынешнего «Маскарада» Валерию Фокину не требуются. Арбенин заполняет собой все пространство, смотрится этаким театральным исполином, каких теперь не делают, и умудряется в три реплики убедить нас, что все остальное в этом театре — несущественно. Есть, правда, в «Воспоминаниях будущего» еще одна деталь, которая работает на уровне генетический театральной памяти, — траурный занавес художника Александра Головина, который в 1917 году похоронил не только несчастную Нину Арбенину, но и старую Россию.