Опера |
12+ |
Ральф Лянгбака |
19 декабря 2000 |
3 часа 5 минут, 2 антракта |
Хотела поставить оценку отлично - "пять звезд", но почему-то зафиксировалась одна. Это ошибка. На оперу "Риголетто" ходили два раза. Нам очень понравилось. Замечательная музыка, отличные голоса, красивые актеры, хорошие декорации - внятная классическая постановка. Все образы очень яркие. Спасибо. Это самая лучшая оперная постановка в "Новой опере". Даже наши родственники, очень не любящие оперу, были приятно удивлены, тем, что опера может вызвать "мурашки по коже". Очень, очень, очень рекомендую всем.
Что такое Риголетто - жесткий социальный сюжет, стопроцентно к запрещению в любой форме государства с деспотом во главе, и преобладание прекрасных и весьма легкомысленных мелодий, на которые он положен. В либретто много страсти и негодования, в музыке – все это тоже есть, Джузеппе Верди - гений драматический экспрессии, и хотя оркестр часто просто аккомпаниатор главной песне героя, но есть и живописная буря в сцене в трактире со Спарафучиле и Маддаленой, и яркий лейтмотив проклятья Монтероне.
В прологе это эффектно отражено сценически. Фигуры в плащах, зловещие пассажи в оркестровой яме. Понятно, что что-то страшное случится. Вот-вот
И на контрасте – тут же придворная итальянская тусовка, в платьях разных цветов с картин Итальянского Возрождения, и веселая песня-кредо Герцога «Та иль эта, я не разбираю…»
Праздник и веселье
Пора сказать, что, в целом, качественная постановка получилась, придраться не к чему.
А вот повосхищаться поводов предостаточно.
Например, чисто оперное удовольствие – хороший тенор. Днем с огнем, как известно.
Пел Нурлан Бекмухаметов. Легкий красивый голос. Идеально для Герцога. Кроме того, своеобразие внешности – эдакий степной Восток – выделяют его среди прочих.
К Герцогу примыкает его окружение – свита придворных, о которых шут Риголетто споет еще – «Куртизаны, исчадья порока». Мужской хор куртизанов – превосходен. Поют отменно, черти,
и выглядят интересно.
Главный герой – Риголетто – Борис Стаценко - трактовал свою роль в спокойных тонах. Он – нежен и непоследователен. Не борец, как иногда бывает с этой ролью (порой баритон так угрожающ, что гнев почти сметает звуковой волной всю шушеру), а тут заранее понятно, что его обставят.
Это – трагично. Но музыка – настолько красива, что и возражений не найти.
В буфете же, в антракте, брюта Абрау-Дюрсо наливают настолько щедро, как нигде в театрах .
Опера «Риголетто» - прекрасный подарок от Новой оперы меломанам,
которые могли насладиться превосходной музыкой Джузеппе Верди, обаятельной дирижерской манерой маэстро Евгения Самойлова, к тому же обладающим удивительным внешним сходством с композитором, великолепным голосом и игрой Бориса Стаценко, являющимся по словам артиста «штатным Риголетто европейских театров на протяжении последних трёх лет», а также замечательным воплощением роли Монтероне в безупречном исполнении Владимира Кудашева.
Оперу можно было бы смело назвать бенефисом Бориса Стаценко. Здесь он по праву - главный герой - с горящим взглядом, сильный как солист, деликатный в дуэте с Эльвирой Хохловой в первом акте. В финале Борис Стаценко настолько вошёл в образ, что уже конкурировал с самим собой как артист и певец.
Партия Джильды, отданная Эльвире Хохловой, в 1 акте вызвала сожаления из-за отсутствия вокальной гибкости, однако ближе к финалу певица распелась и смогла сгладить впечатление благодаря успешному выступлению в ансамблевых номерах.
Роскошный Герцог Мантуанский, представленный Александром Богдановым, по-видимому, из-за своеобразно истолкованного итальянского темперамента, лишь дважды за всю роль точно попал в верхние ноты на концах мелодических фраз и оба раза, к счастью для дам, в знаменитой песенке Герцога.
Как бы отсылая зрителя к театру абсурда, дважды опоздав, на сцене зачем-то возникал один из придворных слуг герцога, уходил он также непонятно, как и приходил.
Яркие сценические костюмы от ООО «Возрождение», Санкт-Петербург, в которых щеголяли знатные мужчины, комично подчеркивали их внушительные достоинства, наряды главной героини, в большинстве, преувеличивали её рубенcовские формы.
Не смотря на ироничный подтекст в контексте позывной мелодии, призывающей публику занять свои места в зале («Грустно мне, родитель дорогой» - каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки), грустно никому не было :)
На контрасте весёленькой песенки, по которой эта опера узнаваема, сюжет трагичный, да и продолжительность пьесы - 3 часа с двумя антрактами. Серьёзное произведение во всех смыслах. Но при этом завораживающая музыка Верди и захватывающая история!
Любовь, страсти, вероломство, предательство, и трагический финал... Трогательная любовь отца к единственной дочери.. И жертвенная любовь обманутой юной девушки к своему соблазнителю.
Какие же замечательные работы артистов!! Понятное дело, жанр оперы не всегда подразумевает шикарное актёрское исполнение. Но тут просто роскошное совмещение ярких образов и вокального мастерства. Меня сложно назвать настоящим ценителем оперного искусства, но я давно не была так очарована оперой!
Алексей Татаринцев - роскошный герцог! Каждый раз заслушивалась! Не уверена, что готова отдать жизнь за него, но охотно понимаю женский состав пьесы, влюблённый в него и продолжающий любить, несмотря на. Красавец во всех смыслах!
Очаровательная Джильда - Елена Терентьева. Лаконично, но и героически сыграно. Сцена в грозу перед своей жертвой - просто прекрасна!
Забавно, я не знала никаких составов, и для меня стало большой неожиданностью (и приятной!!), что буквально недавно я видела Елену в спектакле-концерте "Коллайдер счастья" о Исааке Дунаевском на сцене МХАТа имени Горького.
Менее чем за месяц дважды имела честь слышать её выступление :-))).
Но главное впечатление произвёл шут Риголетто - Борис Стаценко. Настолько органичен в этой роли! Возраст добавляет трогательности - такое отчаяние и бессилие! Смеяться над стариком, чей дочери честь только что была поругана. Ну, а в конце прямо вот чуть слёзы не навернулись. Горе настолько безмерно...
Я, конечно, надеялась увидеть хороший спектакль, но реальность превзошла все ожидания!
Опера Д.Верди известна всем.
Только младенец не мурлыкает в России про "сердце красавиц" , как бы не противоречил текст сюжету.
В данном случае , прекрасная девушка пострадает за отца и за возлюбленного.
А врут тут мужчины , ещё и беззастенчиво.
Начинается конфликт с шута и его заносчивости , которая доводит дочь до спальни герцога.
А дальнейшая мстительность отца за грехопадение ребёнка и вовсе убивает чадо.
Мужчины поиграли , сломали красивую игрушку и виновато спрятали концы в воду.
А мы им за это ещё и аплодируем стоя - ведь оперные певцы и в качестве актёров превосходны.
Что касается распределения ролей.
Нурлан Бекмухамбетов в качестве герцога весьма экзотичен , зато легко поверить , что он украл девушку , сначала влюбил в себя , потом наказал и прогнал.
Жаль , что не Верди придумал "за что вы , девушки, красивых любите".
Прекрасный был бы ответ "на склонность к изменам".
Рыдают все.