Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5 апреля 2024

Выставки апреля в Москве: Вейсберг, конструктивизм и кочевники

Дарья Мартыненко
Эволюция восприятия цвета Владимира Вейсберга и кибернетика Юрия Злотникова, итоговая выставка Открытых студий, история конструктивизма и удивительный путь писательницы Зои Богуславской — рассказываем, какие проекты подготовили к апрелю московские музеи и галереи.
9.1
Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко
Живопись
До 26 мая, Музей изобразительных искусств им. Пушкина

Первая выставка итальянского натюрморта в России. В экспозиции — семьдесят произведений из самого ГМИИ и других российских собраний и частных коллекций. Многие из них сегодня хранятся в запасниках и не так известны, как голландские образцы жанра. Однако итальянское барокко тоже невозможно представить без натюрмортов, не только служивших украшением городских палаццо и загородных вилл, но и отразивших дух и мировосприятие той эпохи. Выставка демонстрирует многообразие композиций, в котором итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. Например, в Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и рыбных уловах, в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурами. Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо, в известном смысле предвосхитившего появление натюрморта как самостоятельного жанра.

Время проведения: до 26 мая
Юрий Злотников. Сигнальная система
Живопись
До 14 июля, Новая Третьяковка

В Новой Третьяковке показывают персоналку шестидесятника Юрия Злотникова под кураторством Ирины Горловой, подготовленная в партнерстве с галереей Pop/off/art. В центре внимания — самая известная серия художника «Сигнальная система», которая в таком объеме ранее не выставлялась. Работы собирались по частным коллекциям, а большинство из них предоставила семья художника. В пятидесятые Злотников создал «сигнальную систему» как азбуку знаков, основанную на воздействии цвета, формы и композиции на зрителя, апеллируя к кибернетике. Заклейменная в предыдущие годы как лженаука, она открыла для художника новые способы познания, изучения психологии людей и мира в целом. Эти работы можно назвать первыми авангардными произведениями второй половины ХХ века, а также началом science art в России. Пространство экспозиции представляет собой белый куб, в центре которого возвышается «остров» — «кабинет» художника-теоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположены рукописи автора: тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии.

Время проведения: до 14 июля
От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга
Живопись
До 30 июня, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открылась экспозиция к 100-летию Владимира Вейсберга — художника, который занимался изучением законов классического искусства и интересовался эволюцией восприятия цвета, которую можно проследить и в его работах. Здесь хранится самое большое музейное собрание живописи и графики Вейсберга, которое его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар. Сам художник обожал Пушкинский, ставший для него настоящей школой: чтобы увидеть шедевры дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим и часами изучал здесь полотна. Выставка наглядно демонстрирует, как с годами менялся творческий язык автора. Его инстинктивное стремление уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».

Время проведения: до 30 июня
Дикое поле. В вечном движении
Декоративно-прикладная
До 9 сентября, Исторический музей

Хотя название новой выставки в Историческом музее отсылает к области причерноморских и приазовских степей по сторонам от Днепра, используя этот термин как метафору, ракурс здесь предлагают шире — изучить, как сегодня живут кочевники на территории степей всей Северной Евразии. А еще развеять множество стереотипов о них и разобраться, кем же на самом деле были номады в контексте российской истории: воплощением разрушительной силы, врагами, соперниками, торговыми и политическими партнерами, «своими» или «чужими»? Для этого кураторы собрали уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племен, населявших эти территории с III тысячелетия до н.э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII —  начала XXI века из разных музейных и частных собраний.

Время проведения: до 9 сентября
Тайны соборов эпохи Ивана Грозного
Архитектура
До 12 мая, Музей архитектуры им. Щусева

Большой проект в анфиладе Музея им. Щусева будет посвящен уникальному явлению русской архитектуры — многопридельным храмам, которые строили по заказам царя Ивана IV Грозного в середине XVI века. Самый яркий пример — знаменитый Покровский собор на Красной площади. Также это церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, собор Соловецкого монастыря, собор Бориса и Глеба в Старице. Чтобы зрители максимально полно могли погрузиться в зодчество эпохи Грозного, в экспозиции соберут старинные иконы, фрагменты фресковой живописи, подлинную архитектурную керамику XVI столетия, гравюры, литографии, акварели XIX века, обмерные чертежи, а еще современные графические реконструкции, которые продемонстрируют, как удавалось создавать такие сложные храмовые конструкции.

Время проведения: до 12 мая

Масштабная выставка-исследование посвящена истории конструктивизма, связанной с мечтой о строительстве нового мира. Архитекторы того времени стали проектировать и создавать условия для нового быта через эргономичные рабочие и личные пространства, где люди наконец могли бы счастливо жить и трудиться. Интересно, что новаторский тогда принцип рациональной организации труда и досуга остается актуальным по сей день. Его и демонстрируют в экспозиции, где представлено свыше пятисот экспонатов из более чем тридцати собраний. В фокусе — архитектурные проекты, созданные для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Но также на выставке показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.

Время проведения: до 14 июля
Всегда Зоя. Выставочный роман
Историческая
До 28 июля, Центр Вознесенского

К столетию писательницы Зои Богуславской, которая ко всему прочему была музой поэта Андрея Вознесенского и идейным вдохновителем центра его имени, открылась масштабная экспозиция. В обратном хронологическом порядке здесь рассказывают о ее пути: от последних проектов к ее браку с Вознесенским, международным поездкам, работе в Советском Союзе, юношеству и детству. Из интересных сюжетов — создание премии «Триумф», труд на «Мосфильме», служба медсестрой в военном передвижном госпитале в военные годы, литературная деятельность и многочисленные путешествия супругов, например в Америку, дружба с семьей Кеннеди и многими другими выдающимися личностями эпохи, от Шагала до Любимова и Барышникова.

Время проведения: до 28 июля
Это нам приснилось завтра
Видео
До 12 мая, Центр современного искусства «Винзавод»

Итоговая выставка десятого сезона Открытых студий «Винзавода», по словам ментора Анны Зайцевой, рассказывает о страхе как оборотной стороне надежды, об одиночестве как экзистенциальном испытании и жизни после антиутопии. Свои работы демонстрируют художники сезона: Дарья Арбузова, Юля Диброва, Ульяна Елкина, Маргарита Журавлева, Ольга Михальчук, Аксана Прутцкова, Полина Савина, Елена Холкина, Елена Шарганова, Таисия Камышан. Проекты представлены в самых разных техниках — от серии текстильных коллажей, арт-объектов до телеграм-перформанса, инсталляций и видеоарта.

Время проведения: до 12 мая

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все