Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
25 августа 2023

5 мифов и легенд, в которые можно перенестись на Фестивале исторических садов в Царицыне

Эрос и Психея, японская богиня солнца Аматэрасу и добрая великанша Неринга — кого только ни встретишь иной раз в Царицынском парке. С 25 августа по 3 сентября на территории Воздушных садов, рядом с оранжереями музея-заповедника, уже в шестой раз проходит Фестиваль исторических садов. Впервые, чтобы выбрать участников, провели конкурс среди ландшафтных архитекторов и дизайнеров со всей страны, а жюри выбрало пятнадцать ярких проектов. Тема этого года — «Сады и мифы», поэтому каждый из них обыгрывает миф, легенду или сюжет из научной фантастики. Выбрали для вас пять самых интересных мифов, которые можно увидеть в ландшафтной экспозиции фестиваля.

Затмение за оскорбление: миф о богине солнца Аматэрасу

Японская мифология гласит, что однажды бог творения Идзанаги разделил мир между тремя своими детьми: Аматэрасу досталось небо, Цукиёми — подлунное царство ночи, а Сусаноо — океаны. Отчего-то третий брат невзлюбил океаны: даже ворчал, что лучше бы ему досталась страна мрака. Он обиделся, начал слоняться по миру и творить бесчинства. Дошел до того, что снял шкуру со звездного жеребенка и подбросил его сестре Аматэрасу, которая вместе с небесными ткачихами плела ткань бытия.

Богиня не снесла такое оскорбление и в порыве гнева покинула небеса, забрав с собой весь свет. Она скрылась в пещере, а мир погрузился в кромешную тьму и хаос. Остальные боги сплотились, чтобы выманить богиню-солнце, и придумали хитрость: прямо перед пещерой устроили веселый праздник и сымитировали рассвет с помощью костров. Богиня веселья Амэ-но Удзумэ начала танцевать так задорно и забавно, что все боги захохотали настолько громко, что затряслись небеса. Аматэрасу стало любопытно, что происходит. Она выглянула узнать причину веселья. Боги сообщили, что нашли ей замену — еще более прекрасную богиню-солнце. И показали Аматэрасу созданное небесным кузнецом Амацумарой и богиней Исикоридомэ священное зеркало ми-кагами. Пока она соображала, что это вовсе не конкурентка, а ее собственное отражение, хитрецы закрыли вход в пещеру и смогли убедить Аматэрасу, что без ее сияния жизни не будет.

Именно этот миф взяла за основу дизайнер Юлия Нечаева из столичной студии ландшафтного дизайна Latifundia, когда разрабатывала свой Сад затмения. Ее работа — настоящая живая картина, изображающая солнечное затмение на берегу моря на фоне скал и скальной растительности. Поскольку в японской ландшафтной традиции важен символизм, в саду Юлии тоже все неслучайно — от водной глади до формы борющегося с ветром дерева. Для реализации своей философской задумки она использовала только натуральные материалы и элементы: клинкерный кирпич, обожженное дерево, камень, металл, свет, воду и всего два вида растений.

Меняю сыновей на красоту: славянский миф о молодильных яблочках

Русская народная «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», пересказанная Александром Афанасьевым, только в его исполнении звучит в семи вариациях. Но все они основаны на легенде о молодильных яблочках: достаточно съесть всего одно, и сразу помолодеешь. По общему сюжету царь-государь отправил за ними своих сыновей. Двое старших не справились, а младший оказался молодцом. Пройти испытания ему помогла широкая душа, доброе сердце и внимательность. В одной из версий он очаровал сразу три Бабы-яги, в другой — единственным из братьев заподозрил в красавице коварную злодейку. Но именно любовь к Царевне Лебедь (или к Синеглазке в другой версии), охранявшей сад, в конце концов решила судьбу Ивана.

Приключения героя легли в основу композиции дизайнера Ксении Селевой из Москвы «Молодильные яблоки». Главная роль в этом выставочном саду отводится декоративным сливолистным яблоням. Они обрамлены воздушной конструкцией из прутьев, напоминающей клетку, — это тоже отсылка к сказке, так как в одной из версий царевич по пути и жар-птицу успел добыть. Дополнительный акцент создают звенящие колокольчики, которые свисают с деревьев и изысканно украшают декоративную изгородь. Они тут тоже неслучайно: именно такая «сигнализация» была у Синеглазки в яблоневом саду.

Вечная тема — любовь и верность: древнегреческий миф об Эросе и Психее

Пожалуй, самыми известными по праву можно считать легенды и мифы Древней Греции, которые не раз переосмыслили художники и поэты. Один из таких популярных мифов повествует о вечной любви. Однажды Афродита взревновала человечество к прекрасной смертной Психее — все восхищались ее красотой. Богиня отправила своего сына Эроса пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы она влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Но юный бог и сам не устоял перед красотой Психеи. Он провернул хитрый план, чтобы стать ее мужем, и прилетал каждую ночь, прячась в тени. Единственным условием Эроса было не разжигать огня и не пытаться увидеть его лик.

Но сестры Психеи зародили в ней сомнения: девушка начала опасаться: вдруг ее муж — жуткий монстр. Она не выдержала и как-то раз поднесла лампу к прекрасному лицу Эроса. Тот проснулся и тут же улетел, сказав, что они теперь не могут быть вместе, и разгневанная Афродита заперла его. А Психея в стремлении все исправить и вернуть любимого исполняла немыслимые задания богини, включая путешествие в загробный мир, во время которого девушка погрузилась в вечный сон. Тогда Эрос сбежал из плена и попросил помощи у Зевса. Пораженный их любовью громовержец сделал Психею бессмертной, чтобы двое влюбленных навсегда смогли быть вместе.

Вдохновившись этой историей дизайнер из Мичуринска Юлия Матовникова спроектировала сад «Вечная тема». В своем выставочном проекте она подчеркнула извечную борьбу и единство двух начал — света и тьмы, мужчины и женщины, веры и неуверенности. И композиционно, и в подборе растений изящно подчеркивается эта тема взаимопроникновения и противостояния. К примеру, клумбы в саду наполнены простыми мирскими цветами — дельфиниумом, тысячелистником, иссопом, котовником, эхинацеей — а рядом в больших корзинах цветут божественные розы.

Любви все насыпи покорны: балтийская легенда о доброй великанше Неринге

Давным-давно в прекрасном замке из янтаря и ракушек жили великий полководец и мореход Карвайт и его верная, мудрая и любящая жена. Они были уважаемыми правителями и молили о появлении ребенка. У них родилась дочь Карвайта. За девять месяцев она выросла в 15-летнюю барышню и все продолжала расти дальше. Но эта особенность лишь уверила правителей и их народ, что девочка — дар небес, который поможет в будущем защитить местные земли и их жителей. Так и случилось: девушка-великанша за якоря вытаскивала корабли из морских пучин, поднимала со дна тонущих моряков и разносила бедолаг по домам в своем переднике. Однажды на эти берега обрушился небывалый шторм, который длился 13 лет. Чтобы защитить замки и деревушки, все эти годы девушка методично носила со дна моря песок, выстраивая насыпь вдоль береговой линии. Так и появилась на свете Куршская коса.

На Фестивале исторических садов помимо композиций, победивших в конкурсе ландшафтных дизайнеров, выставлены и партнерские проекты. Несложно догадаться, что легенду о возникновении уникального памятника природы обыграл в своем выставочном саду Национальный парк «Куршская коса». Автор сада размером 100 квадратных метров — Анастасия Добровольская — использовала в композиции деревянные лестницы, плетеные арки из джута, многолетние травы, хвойные растения, а также ловцы снов, абрисы птиц и, конечно, много гравия, гальки и песка.

Музыка нас связала: индийский миф о Шиве и Парвати

Один из верховных богов Шива и символ чистоты, духовности и творческого начала Парвати — самая известная божественная пара в индуизме. Считается, что они стали прародителями сонма богов и многих человеческих радостей. Например, изобрели музыку и танцы. Точнее, красота Парвати вдохновила Шиву на их изобретение: из его мелодичного голоса произошли ноты и мелодии, которым вторит вся вселенная. А легкую походку, особые жесты и положения тела, как элементы танца, он выдумал, когда однажды попытался разыграть жену. Пританцовывая, Шива бросил ей вызов и, когда Парвати заявила, что любой элемент исполнит красивее него, немедля принял положение урдхва-натараджа — проще говоря, «ноги выше головы». Парвати тут же отступила: такая поза для скромной девушки была неприемлема, но посмеялись они от души.

Музыкальные мелодические модели — раги, по легенде придуманные Шивой и Парвати, легли в основу культурной традиции Индии. «Рага» в переводе с санскрита означает «краска», «цвет», «чувство» и «страсть», то есть то, что окрашивает и одновременно влияет на подсознание. Со временем эти музыкальные отрывки-оттенки, воплощающие весь спектр ключевых человеческих эмоций, нашли отражение и в художественном искусстве. Идея единства эстетического переживания воплотилась в «Рагамале» — серии живописных миниатюр XVI–XIX веков, где каждый лист посвящен определенной раге. Одна из ее миниатюр, «Сцена в дворцовом саду», легла в основу выставочного проекта музея-заповедника «Царицыно» на фестивале, в котором хозяева праздника тоже традиционно участвуют. Кстати, сами миниатюры «Рагаматы» можно посмотреть на выставке «Невероятная Индия. Взгляд из России», которая проходит сейчас в Большом дворце.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Невероятная Индия. Взгляд из России
Декоративно-прикладная
Закончилась 22 октября 2023, Царицыно

Подборки Афиши
Все