Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
10 января 2022

Почему мультсериал «Человек-паук» (1994–1998) гораздо круче, чем фильм «Человек-паук: Нет пути домой»?

Евгений Ткачёв
В прокате пандемийные кассовые рекорды продолжает ставить «Человек-паук: Нет пути домой» Джона Уоттса (на его счету уже больше полутора миллиардов долларов). Однако, несмотря на все дифирамбы критиков и зрителей, это не такое уж совершенное кино: оно уступает не только предыдущим частям, но и легендарному девяностническому мультсериалу про Спайдермена. Рассказываем со спойлерами, чем именно (кстати, все серии мультсериала можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Okko).
  • Справка: На данный момент вышло уже десять мультсериалов про Человека-паука, но одним из лучших и самым революционным принято считать шоу, вышедшее в 1994 году. Все дело в том, что оно создавалось под тщательным продюсерским присмотром Стэна Ли — одного из создателей Спайдермена. Помимо этого, он вместе с шоураннером мультсериала Джоном Семпером пригласили в качестве консультантов опытных комиксистов Гэри Конвэя и Марва Вольфмана, чтобы те следили за аутентичностью. Как итог — бешеный успех у поколения миллениалов, которое выросло на этом мультсериале. Причем в России (где его показывали сначала на телеканале НТВ, а потом — на «Рен ТВ») он пользуется не меньшей, а то и большей популярностью, чем в США. Мультик не просто входит в топ-250 лучших сериалов «Кинопоиска», на нем у него на 70 000 оценок больше, чем на IMDb. Справедливости ради заметим: «Человек-паук: Нет пути домой» тоже сразу влетел в топ-250 лучших фильмов, но иначе как на новогоднее чудо это списать не получается, больно уж спорным получилось кино.

Трейлер фильма «Человек-паук: Нет пути домой» в стилистике мультсериала «Человек-паук» (1994-1998)


В мультсериале Человек-паук не мочил, а лечил злодеев еще до того, как это стало мейнстримом

В «Нет пути домой» звучит уже ставшая мемной фраза «Идем не мочить, а лечить злодеев» (кто-то даже увидел в этом метафору того, как иксер, миллениал и зумер пытаются перевоспитать бумеров, но те сопротивляется). Может показаться, что такой шаг что-то новенькое для паучьей франшизы, которая известна своей кровожадностью (скажем, в трилогии Сэма Рейми из антагонистов в живых остался только Песочный человек, в то время как Зеленый Гоблин, Доктор Осьминог, Веном и Новый Гоблин отправились на тот свет), но это не совсем так. Например, в дилогии Марка Уэбба погиб только Электро, в трилогии Джона Уоттса — лишь Мистерио, а в мультсериале 1994 года Спайдермен с первой же серии спешил на помощь тем противникам, которые стали злодеями не по собственной воле, а в силу различных, иногда независящих от них обстоятельств.

Так, в открывающем мультсериал эпизоде «Ночная ящерица» близкий друг Питера Паркера — доктор Курт Коннорс — хочет изобрести лекарство, которое бы подарило людям возможность отращивать новые конечности взамен утерянных старых, однако в результате неудачного эксперимента превращается в Ящера. Чтобы вернуть ученому человеческий облик, Паучок спускается в канализацию, а во время схватки с Коннорсом разражается гуманистическим монологом: «Как странно: неделю назад это чудовище было ученым, моим учителем и другом. Он заботился о людях, хотел им помочь, как и я. И вот полюбуйтесь на нас: сцепились, как звери, не на жизнь, а на смерть!» Паркеру удается превратить Коннорса обратно в человека, а тот в благодарность не раз выручит Спайдермена.

Еще один «злодей», которому Человек-паук приходит на выручку, — это Кравен-охотник. Настоящее имя Кравена — Сергей Кравцов. Как рассказывает его возлюбленная, докторка Мария Кроуфорд: «Он из русских дворян. Был известным охотником на диких зверей в Африке. А когда охоту запретили, стал одним из лучших проводников». Собственно, Кравцов выступил провожатым Кроуфорд, когда она отправилась в африканские джунгли, чтобы найти пропавшего коллегу — доктора Ривза. Оказывается, тот изобрел сыворотку, способную излечивать любые раны, но имеющую побочный эффект: она превращает человека в дикое животное. Именно эта участь и постигла Кравцова, когда Мария попыталась спасти его от чудовищных ран, нанесенных гиенами. Кравцов стал Кравеном — иначе говоря, ревнивым абьюзером, постоянно преследующим докторку. Однако Паучку и Марии удается и русскому «зверю» вернуть человеческий облик — символично, что происходит это в зоопарке.

И, наконец, третий, самый заклятый враг, которого Человек-паук пытается уберечь от беды, — Эдди Брок, он же Веном, который сейчас известен благодаря успешной дилогии с Томом Харди (1,2). В мультсериале Брок — конкурент Паркера, неудачливый фотожурналист, ходячая иллюстрация термина «токсичная маскулинность». Брок во всех своих бедах винит Спайдермена и, когда он превращается в Венома, решает поквитаться с супергероем, ведь он знает, кто скрывается под маской Человека-паука, а значит, в курсе про его самые уязвимые места: тетушку Мей и возлюбленную Мэри-Джейн Уотсон (трилогия «Чужой костюм»: 8, 9 и 10 серия 1-го сезона). Паркеру удастся освободить Брока от инопланетного симбионта, а в третьем сезоне Веном вовсе переходит на сторону добра, чтобы противостоять другому симбионту Карнажу и магу Дормамму.

Это, к слову, неполный перечень злодеев, которых пытался вылечить Паучок. Кому-то, к сожалению, помочь не удалось, например сокурснику Майклу Морбиусу, превратившемуся в вампира. Важно другое: девяностнический мультсериал еще 30 лет назад прорабатывал темы, до которых голливудский мейнстрим добрался только сейчас. Так что нахваливать фильм за открытие новых горизонтов как минимум странно, а как максимум — не совсем корректно. Не все прогрессивные идеи принадлежат зумерам. Фундамент был заложен до них.


Эм Джей из «Нет пути домой» не выглядит более современной по сравнению с Мэри-Джейн из мультсериала

Новому Человеку-пауку — новая возлюбленная. Понятно, что Эм Джей в исполнение зумерской иконы Зендаи отличается от предыдущих пассий Питера Паркера. В первую очередь решительностью («Не верится, что это его подружка!» — восклицают злодеи в «Нет пути домой»). Но на этом достоинства героини Зендаи, пожалуй, заканчиваются. Говорить, что Эм Джей из киновселенной «Марвел» (КВМ) самостоятельная личность, конечно, сильное преувеличение. По большому счету мы ничего про нее не знаем, кроме того, что она пессимистка (всегда готовится к худшему) и не очень любит людей (назовем ее умеренной социофобкой).

Другое дело — Мэри-Джейн из мультсериала. У нее были сложные отношения с отцом, оставившим ее в юном возрасте, и бывшим парнем-сталкером Морри Бенчем (Гидроменом). «Я не вещь, а личность», — пыталась объяснить она ему. Мэри-Джейн работала фотомоделью, имела некоторые познания в боевых искусствах и хотела стать актрисой. Кем хочет стать Эм-Джей, сыгранная Зендаей, мы понятия не имеем. К тому же на экране она по-прежнему существует исключительно при Питере Паркере и поддерживает его даже тогда, когда он не прав, как в ситуации с Доктором Стрэнджем (Эм Джей советует магу извиниться за то, что он призвал в их мир противников Паучка, хотя виноват в этом сам Паркер).

Да, в отличие от персонажей Кирстен Данст из трилогии Сэма Рейми и Эммы Стоун из дилогии Марка Уэбба, героиню Зендаи не надо так часто спасать (хотя в мультсериале Мэри-Джейн сама одолела Гидромена). Но в конечном счете роль Эм Джей в «Нет пути домой» все равно сводится к тому, чтобы ее, падающую со статуи Свободы, поймал Паучок в исполнение Эндрю Гарфилда (и чтобы он таким образом смог простить себя за то, что в аналогичной ситуации не спас свою возлюбленную Гвен Стейси). То есть героиня Зендаи нужна исключительно для красивого завершения сюжетной арки героя Гарфилда. Самостоятельная личность? Ну-ну...


В мультсериале у преследующего Паучка журналиста Джей Джоны Джеймсона была более достойная мотивация, чем в фильме

Но самое сильное недоумение в «Нет пути домой» вызывает журналист Джей Джона Джеймсон, к роли которого вернулся Дж.-К.Симмонс. Впервые актер в этом образе появился в трилогии Сэма Рейми, но там он играл хоть и крикливого, но гораздо более симпатичного главного редактора нью-йоркского таблоида The Daily Bugle. У Джона Уоттса это совершенно другой персонаж. Теперь Джеймсон — беспринципный ведущий сенсационной видеоплатформы TheDailyBugle.net наподобие ультраправого сайта InfoWars, а сам его образ списан с конспиролога Алекса Джонса. Иначе говоря, это не человек, а ходячая карикатура, причем лишенная всякой достойной мотивации. Он гонится только за дешевой сенсацией и публикует фальсифицированное видео, раскрывающее личность Человека-паука.

Неудивительно, что у Симмонса были расхождения во взглядах с режиссером на этого персонажа. У Уоттса он получился чрезвычайно однобоким. Чего, однако, нельзя сказать про Джей Джону Джеймсона из мультсериала. Там он предстает тоже охотящимся за Паучком издателем, но у его ненависти к супергерою есть веские основания. Джеймсон не доверяет людям в масках. Все потому, что однажды один мафиози предупредил его, чтобы он не печатал статью. Тот отказался. Тогда за Джеймсоном приехал человек в маске. Он целился в журналиста, но попал в его жену Джулию. После этого Джеймсон поклялся защищать город от всякого, кто скрывается за маской и думает, что он выше закона. Эта травма делает мультяшного персонажа гораздо более выпуклым и интересным героем.


Чем больше сила, тем больше ответственность. Но в «Нет пути домой» сила и ответственность вообще ни при чем

Драматургия «Человека-паука» всегда строилась на том, что, помогая незнакомым людям, Паучок все время приносил беды близким. «Когда я уже научусь не вмешивать друзей в свои проблемы!» — восклицал Питер Паркер в мультсериале. А затем сетовал: «И так всю жизнь: спас мир — потерял девушку». Трилогия с Томом Холландом в этом смысле следует традициям.

В «Нет пути домой» Эм Джей и друга Паркера Неда Лидса (Джейкоб Баталон) не берут в колледж, потому что они друзья Спайдермена. Тогда герой Тома Холланда идет к Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербатч), чтобы он наколдовал заклятье, благодаря которому все забудут, что Паркер — Человек-паук. Но поскольку во время заклинания Питер постоянно вмешивается в волшебный процесс, все идет наперекосяк. Неуемное желание подростка сделать так, чтобы все, кроме близких людей, забыли, что он Паучок, приводит к необратимым последствиям. А апофеозом глупости героя Тома Холланда становится то, что он даже не попытался позвонить в колледжи, прежде чем подключать магические силы. «А что, так можно было?» — удивленно спрашивает Паркер у Доктора Стрэнджа. «Вот поэтому у меня и нет детей!» — в сердцах реагирует волшебник.

Самая сомнительная драматургия — это когда герою приходится разгребать проблемы, которые он сам же себе и привез (по такому же принципу строился, например, разруганный эйровский «Отряд самоубийц»). Но даже такой художественный прием можно было бы простить новому «Паучку», если бы «Нет пути домой» не налажал в самом главном.

Как известно, поворотное событие, которое делает Спайдермена Спайдерменом, — это смерть близкого человека. В мультсериале этим человеком, согласно канону, стал дядя Бен. А все потому, что Паркер, получив паучью силу, не остановил мелкого грабителя, когда у него была такая возможность. Этот грабитель убил дядю Бена, а Питер получил урок на всю жизнь: «Чем больше сила, тем больше ответственность». У Человека-паука была сила задержать грабителя, но он проявил безответственность.

Обычно это исходное событие нам рассказывают в самом начале картины (или во флешбэках, причем по нескольку раз, как в мультсериале), но авторы «Нет пути домой» решили соригинальничать и запихали его в третий фильм. А также провернули гендерную инверсию: у героя Тома Холланда погибает не дядя Бен, а тетя Мей (Мариса Томей), из-за того что он привел к себе домой Зловещую пятерку (Доктора Осьминога, Зеленого Гоблина, Электро, Песочного человека и Ящера) в надежде ей помочь.

Но почему же слова тети Мей перед смертью («Чем больше сила, тем больше ответственность») отдают такой фальшью? Все потому, что Паркер в этот раз проявил не безответственность, а самонадеянность и глупость (ну правда, кто приводит злодеев домой?). То есть авторы фильма сломали одну драматическую конструкцию, но вместо нее не придумали новую. Ставшая уже классической фраза не работает в совершенно иной ситуации. Но герои все равно продолжают повторять ее как мантру, потому что она уже давно потеряла всякий смысл и превратилась в мем.


Мультивселенный кроссовер в анимационном сериале случился намного раньше, чем в фильме. И там он выглядит веселее

В «Нет пути домой» появляются сразу три Паучка — Тома Холланда, Тоби Магуйара и Эндрю Гарфилда. Они не только помогают герою Холланда одолеть Зловещую пятерку, но и справиться с потерей тети Мей. Интересный драматургический ход, но уже через десять минут он начинает невероятно бесить. Паучки так активно нахваливают друг друга, что начинает казаться, будто ты попал в Общество взаимного уважения. В этом нет ни капли самоиронии, а есть безбожный фансервис, который авторы эксплуатируют без особого азарта, и поэтому он довольно быстро утомляет.

Однако задолго до триквела Джона Уоттса и отличного анимационного фильма «Человек-паук: Через вселенные» на экране уже встретились несколько Спайдерменов. Это произошло в пятом (финальном) сезоне девяностнического мультсериала про Паучка. И, право слово, эта встреча получилась гораздо веселей, чем в игровой картине.

По сюжету Питер Паркер, уже побывавший на неизвестной планете, оказывается в другом измерении, где власть захватил сошедший с ума Паук-Карнаж, который хочет уничтожить мультивселенную. Помочь с ним справиться герою должны его двойники из параллельных миров: Алый Паук (Бен Райли), Паук-Осьминог (Спайдермен с щупальцами, как у доктора Отто Октавиуса), неогенный Паук с шестью руками (который потом мутирует в Суперпаука), бронированный Паук (Питер Паркер с повадками Тони Старка) и Человек-паук из нашей реальности — то есть актер, играющей Паучка в кино (скорее всего, тут имелся ввиду Николас Хаммонд из фильмов и сериалов 1970–1980-х, с которого, видимо, был срисован анимационный герой; вот кого не хватало в «Нет пути домой»!). 

На эту историю выделены два последних эпизода мультсериала. И в них такой головокружительный сюжет, что нет времени перевести дыхание. А в довершение ко всему Паркер в финале попадает в наш мир, где встречается со своим создателем Стэном Ли. В общем, в мультсериале настолько высокий уровень метаиронии, что фильму Джона Уоттса и не снилось. Миллиард долларов это, конечно, много, но он не гарантирует место в вечности, а мультсериал 1994 года его за собой уже застолбил.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Человек-паук: Нет пути домой
2021, Боевик
Том Холланд и Бенедикт Камбербатч открывают двери в мультивселенную «Марвел»
Человек-паук
1994, Мультфильм

Подборки Афиши
Все