Выставка Татьяны Назаренко о путешествии на Восток - сказка об освобождающем Востоке. Сказка не о девушке, снмающей чадру и поступающей в университет. Героиня - юная студентка одного из двух главных вузов страны, выпускающих художников-воинов идеологического фронта, тружеников художественных комбинатов, таких, чтобы могли в академических традициях и с любого ракурса написать и доярку с коровой, и вождя, и сталелитейный завод. Понятно, что героине тяжело живется под этим гнётом (даже в мастерской либерального Грицая), и она с группой друзей бежит на Восток, в Среднюю Азию (преддипломная практика). И пьёт воздух степи, вдыхает запах костра и полыни. И пишет свободно, мощно, сталкивая охру лиц и рук с кумачом, с изумрудной зеленью, с пронзительной бирюзой. Пишет горячий воздух, звенящий зной в древних белоснежных городах, драконьи шкуры гор.
А про графическую серию 60-х годов можно сказать просто - после большой выставки Бориса Григорьева в Третьяковской галерее не было ничего сопоставимого по красоте бесконечно длинной и невероятно точной линии, выразительности штриха.
Подготовилась к выставке,прочитала рецензии, и все равно оказалась неподготовленной. "Ужель та самая Татьяна",которую узнаешь на любой выставке. Да,именно она,Татьяна Назаренко. Ее поездка в Среднюю Азию после окончания Суриковского училища оказалась очень плодотворной. После прочитанных отзывов,не думала,что буду удивляться и восхищаться и думать. Какая мощь таланта, какое многобразие тем. Во всех работах жизнелюбие,полнокровность мироощущения, много слоев восприятия. Потрясающие портреты, множество характеров. Удивительно, местные жители так доверились русской женщине, что позировали ей, совсем другой женщине из чуждого им мира. Открытые, не зажатые лица. Несколько работ на тему "Мать и дитя", напоминающих русскую иконопись, очень трогательно. Работы музыкальны по восприятию, как будто слышится игра на восточном инструменте. Этот инструмент находится в комнате. Вообще, выставочное пространство оформлено самой Татьяной Назаренко. Она создала восточный колорит, в залах тепло не только от ее работ, много разных личных вещей: кожаные сапожки,которые Татьяне подарили на востоке, восточные халаты, восточные игрушки-глиняные фигурки, пиалки, кувшинчики, коврики и др. Стены обиты тканями с восточным орнаментом.
Открытие,очень приятное открытие.
Потрясающие работы, удивительно, что их еще не купил ни один восточный музей. Это большая промашка, такие серии необходимо хранить целиком в музее. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую. Это особенно заметно по лицам людей, приезжающим к нам сейчас из Средней Азии, как облик изменился. На картинах другой мир, другая эпоха.
Редко выбираюсь на выставки, но эту не смогла пропустить. Ранний период творчества Т. Назаренко очень удивил своей не типичностью живописи для этого художника. Интересные работы, уже в 60-х гг. чувствуется мощь таланта.
Такая мысль буд-то вернулся в детство. Никто лучше на моей памяти Казахстанцев не рисовал. Министерство культуры Казахстана должно закупить всю коллекцию работ Татьяны Назаренко для музея в Астане.