В 1841 году чернокожий Соломон Нортап (Чиветель Эджофор) — семьянин, скрипач и свободный человек — соглашается на мутную подработку в цирке. Перебрав спиртного с будущими работодателями, наутро он проснется в цепях, будет продан в рабство и осядет на плантации Эдвина Эппса (Майкл Фассбендер) — садиста и насильника, свято верующего, что Библия оправдывает любые зверства над рабами. Каким бы специалистом ни был МакКуин в вопросе телесных страстей, «12 лет рабства» для него вынужденная попытка научиться говорить по-новому. До сих пор инструментарий автора ограничивался гвоздем и молотком. Яркость и чистота формы для МакКуина всегда стояла значительно выше внятного высказывания — все понимали, о чем он говорит, но вопросы все равно оставались дискуссионными. В «12 лет рабства» автор впервые берется за тему, по которой у вменяемого человека заведомо может быть только одно мнение. Но столкнувшись с необходимостью проговорить очевидные вещи, МакКуин не находит ничего лучше, как незамедлительно прибить их тем же молотком.
Биография, Исторический, Драма |
16+ |
Стив МакКуин |
18 октября 2013 |
12 декабря 2013 |
2 часа 14 минут |
foxsearchlight.com |
В 1841 году чернокожий Соломон Нортап (Чиветель Эджофор) — семьянин, скрипач и свободный человек — соглашается на мутную подработку в цирке. Перебрав спиртного с будущими работодателями, наутро он проснется в цепях, будет продан в рабство и осядет на плантации Эдвина Эппса (Майкл Фассбендер) — садиста и насильника, свято верующего, что Библия оправдывает любые зверства над рабами.
Мемуары Нортапа стали бестселлером и активно эксплуатировались аболиционистами. Руки кинематографистов добрались до них лишь сейчас: кино до сих пор было приучено говорить о рабстве виновато и сочувственно, но с совершенно другой стороны расовых баррикад. В итоге за всех пришлось отдуваться британцу с корнями в современном искусстве и пунктиком насчет политики тела.
Каким бы специалистом ни был МакКуин в вопросе телесных страстей, «12 лет рабства» для него вынужденная попытка научиться говорить по-новому. До сих пор инструментарий автора ограничивался гвоздем и молотком. Яркость и чистота формы для МакКуина всегда стояла значительно выше внятного высказывания — все понимали, о чем он говорит, но вопросы все равно оставались дискуссионными. В «12 лет рабства» автор впервые берется за тему, по которой у вменяемого человека заведомо может быть только одно мнение. Но столкнувшись с необходимостью проговорить очевидные вещи, МакКуин не находит ничего лучше, как незамедлительно прибить их тем же молотком.
Главный здешний трюк — тоже вынужденный. Классический взгляд на рабство со стороны добрых господ тут перевернут с ног на голову. Хороших белых людей здесь примерно двое, остальные поданы лишь через свое отношение к рабскому телу: будь то экономическое, сексуальное или садистское. Это не далекое от исторической правды художественное решение и переводит фильм в категорию исключительно политического кино. По итогам сказать о нем можно лишь словами германовского Лапшина: «Вещь нужная». А как всякая нужная вещь, он существует в несколько иной плоскости, чем большое искусство.