Двенадцать присяжных заседателей выносят вердикт по делу об убийстве — казалось бы, довольно очевидному. Одиннадцать человек немедленно голосуют «виновен». Единственный сомневающийся (Фонда) пытается переубедить остальных. «Золотой медведь» в Берлине и три номинации на «Оскар».
Драма, Криминальный |
16+ |
Сидни Люмет |
10 ап реля 1957 |
1 час 37 минут |
В нью-йоркском суде слушается дело 18-летнего иммигранта, который, по версии обвинения, зарезал собственного отца. Чтобы отправить его на электрический стул, присяжные должны принять решение единогласно. 11 человек голосуют за, один (Фонда) — против.
Это уникальный детектив, в котором убийцу не находят и — более того — не ищут: сила пьесы Реджиналда Роуза в том, что там отсечено все лишнее, включая напрашивающийся финал. Не важно, кто убил, — важно, есть ли основания для малейшего сомнения у тех, кто подписывает смертный приговор, и именно поэтому «Мужчины» стали не просто увлекательным разговорным триллером, но манифестом гуманизма и демократического судопроизводства, национальным достоянием и так далее. Впрочем, конечно, не только поэтому. Люмет ведет фильм с невероятной для кинодебютанта уверенностью. Опять — ничего лишнего. Ему хватает десятка кадров — в том числе торжественного фронтального плана здания суда и одного-единственного крупного плана подозреваемого, — чтобы отправить разгневанных мужчин в душную комнату, где они проведут остаток фильма. У них нет имен — только характеры и профессии, — но в каждом из них столько психологических нюансов, что фильм ни на минуту не превратится в напыщенную аллегорию. И только белоснежный костюм Фонды будет напоминать, что борьба идет не только, а может, и не столько за мальчика, но за каждого из присутствующих.