Фрэнсис Форд Коппола отказался от титров: картина открывается ковровой бомбардировкой вьетнамских джунглей, а заканчивается словами «хоррор, хоррор». Между ними три часа (в режиссерской версии — все три с половиной), быть может, самого завораживающего кино на свете. Сюжет вдохновлен конрадовской повестью «Сердце тьмы»: капитан Уиллард (Мартин Шин) во время вьетнамской кампании ищет, чтобы убить, сошедшего с ума полковника Курца (Марлон Брандо), который отбился от рук и возомнил себя богом. Но чем дальше в джунгли, тем более липким становится безумие: фильм превращается в гипнотический кошмар и грандиозное режиссерское высказывание о войне как о границе двух миров: стоит только ее переступить — и огонь всегда будет идти с тобой.
Драма, Военный |
18+ |
Фрэнсис Форд Коппола |
10 мая 1979 |
2 часа 33 минуты |
Капитан Уиллард (Шин), специалист по замывке грязных дел, измученный виски, жарой и видом из окна отеля на проклятый Сайгон, отправляется сквозь ад Вьетнама, по «реке времени» на поиски полковника Курца (Брандо), «зеленого берета», отбившегося от стаи и провозгласившего себя богом камбоджийских дикарей.
Весь непомерный «Апокалипсис» укладывается в песню The Doors «Конец», на первых тактах которой вертолеты выжигают джунгли в предрассветном бреду Уилларда. Возможно, все, что последует, привиделось капитану в липком кошмаре. Война самодостаточна и киногенична. Нет ничего прекраснее запаха напалма по утрам и неудержимого балета вертолетов-валькирий. Эта красота и этот ужас будут длиться вечно. Каждый из встреченных Уиллардом будет тщетно искать хоть какое-нибудь доказательство собственного существования. Потом исчезнут и эти лохмотья реальности. Останутся лишь насаженные на колья головы, приносимая в жертву корова и бесформенная лепечущая туша Курца, свихнувшегося бога-вырожденца. В конечном счете, ни Вьетнам, ни повесть Конрада «Сердце тьмы», которой вдохновлялся Коппола, здесь ни при чем. «Апокалипсис» — кислотный реквием по Америке, страстное суждение о войне как естественном состоянии человечества, фильм о конце, по красоте и «радиоактивности» сравнимый разве что с ядерным взрывом.