В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу, по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.
Фантастика, Драма |
16+ |
Терри Гиллиам |
20 февраля 1985 |
2 часа 12 минут |
В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка (Прайс) непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу (Грейст), по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.
«Бразилия» — это Оруэлл, переписанный Хармсом, Фриц Ланг, переснятый братьями Коэн, некролог, пересказанный в форме анекдота. Обращение участника «Монти Пайтона» к тяжеловесному и праведному жанру антиутопии странно лишь на первый взгляд: что может быть более абсурдным, чем будущее? Гиллиам, никогда не живший в СССР, гениально угадал эстетику тоталитаризма: гиллиамовский дивный новый мир — ржавое, затянутое паутиной царство всеобщего бардака, где главный враг не министр, не следователь, не палач, а сантехник. Иррациональная эффективность всей этой скрипучей допотопной машинерии на деле оказывается куда более зловещей, чем стерильное всевластие компьютеров, обыкновенно изображаемое в подобных фильмах. И куда смешнее: ведь в «Бразилии» еще есть диссидент от коммунальных служб Де Ниро, мамаша с ее пластическими операциями, возлюбленная, водящая грузовик, и тысяча мелочей вроде собачки с заклеенным крест-накрест анусом. Пессимистическая комедия Гиллиама, если верить легенде, первоначально должна была называться «1984 с половиной», но съемки затянулись. Жаль, название хорошее — впрочем, подошло бы и «2006».
Этот фильм отложился у меня в памяти со школьных времен. В то время он был бессмысленной абракадаброй для меня, но некоторые эпизоды очень ярко помню. Это послужило толчком к пересмотру фильма. Главный герой кажется слабым винтиком в параноидальном утопичном государстве. Но это только видимость. Пытаясь разобраться в бюрократической ошибке, он, бросает вызов "гигантскому монстру". Сюжетная динамика к финалу возрастает и в развязке наказание неминуемо... но наказание ли это?