В недалеком будущем, когда человечество полностью разоружилось, отряд спецназовцев, находящихся в не очень хороших отношениях друг с другом, отправлен разруливать непонятки на некой секретной базе. Красиво снятый, но чудовищно сыгранный, единственный в своем роде новорусский неореалистический триллер: люди с оружием полтора часа ходят по коридорам и обзываются.
Боевик, Фантастика |
14+ |
Михаил Хлебородов |
21 февраля 2007 |
21 февраля 2007 |
1 час 28 минут |
p78.ru |
В довольно светлом будущем, где нет больше США и оружия массового поражения, зато живы кетчуп «Пикадор», пиво «Золотая бочка» и народная память о Путине, на секретной российской базе мирные российские ученые ошибаются на пару значений при работе с некой органикой, после чего база консервируется и начинает слать во внешний мир сигнал SOS. Разруливать непонятки летит зондеркоманда во главе с хамом-командиром (Куценко), который на прошлом задании успел плюнуть в душу всем подчиненным поименно, а у второго по крутизне и званию бойца (Вдовиченков) к тому же увел женщину-десантника (певица Слава). Уже на стадии погрузки в вертолет спецназ начинает грызться; женщина-десантник неизобретательно, но больно крутит яйца и бывшему любовнику, и действующему мужу. На фоне межчеловеческих отношений смертоносный вирус, вроде как бродящий по базе, кажется делом десятым.
Впервые за бог знает сколько лет я кричал в кинозале. На середине картины, после часа ходьбы по коридорам и обмена монотонными оскорблениями, герои оказываются в темном закутке, светят оттуда фонарями в зал и задумчиво переговариваются. «Как думаешь, там есть кто-нибудь?» — «Да нет, вряд ли. Кому там быть?» Вот тут, заранее осознавая всю глупость и бесполезность своего поступка, я закричал: «Сюда! Сюда! Я здесь!» Куценко с подчиненными меня, понятным образом, не услышали и, постояв еще с минуту, двинули дальше, ругаясь и позвякивая амуницией.
Этой сценой, да и общей системой отношений со зрителем, «Параграф 78» напоминает притчу о вахтере, мастурбирующем на обесточенной сцене Большого театра. Разница только в том, что вахтер из притчи искренне считал, что зал пуст, а творческая группа «Параграфа» в курсе, что там все-таки сидит пара человек, но, как говорят в англоязычных жанровых картинах, they don’t give a shit. Традиционная претензия к русским кинопроизводителям — что они держат зрителя за лоха — в случае «Параграфа» трансформируется из претензии в восторженный всхлип. Выдать за фантастический триллер разговорную картину, где не происходит вообще ничего, кроме косноязычного выяснения несуществующих отношений, изящно прикрывшись притом мировым опытом (вон в «Чужом» тоже 80 процентов времени говорят и ходят), — это, конечно, высший пилотаж. Похожий эпизод был в романе В.Орлова «Аптекарь», когда герои продали украденного из живого уголка хомячка под видом суки северокавказской овчарки. А если вспомнить, что в ближайшие недели авторы планируют прокатать еще и вторую серию своей камерной пьесы, — желание требовать назад сто рублей сразу отступит перед немым восхищением чужой наглостью. Немного, конечно, жаль артистов, вывихивающих челюсти о сценарий. Куценко на своем веку произносил еще не такое, а вот Вдовиченков страдает так отчетливо, что похож на андерсеновскую Русалочку: физически чувствуешь, как тысяча ножей вонзается в его пятки всякий раз, когда он вынужден произносить что-нибудь вроде «давай пойдем посмотрим, что там за дерьмо». К слову, неясно, что за стыдливость помешала продюсерам использовать эту конкретную цитату в наружной рекламе, — откровенность так откровенность.