Второй фильм Александра Миндадзе как режиссера — про обычных людей, живущих обычной жизнью в первые дни после чернобыльской аварии.
Драма |
14+ |
Александр Миндадзе |
14 февраля 2011 |
24 марта 2011 |
1 час 39 минут |
Апрель 1986 года, город Припять, молодой партийный работник Валерий (Шагин) уже знает, что в четвертом энергоблоке градообразующей АЭС что-то случилось, а остальные — еще нет. Последний поезд прогрохотал мимо, в Припяти суббота, и все встречаются в ресторане на танцах — друг Валика, который как раз там женится, девушка (Смирнова-Марцинкевич), в которую он влюблен, рок-группа, в которой он барабанил, пока не решил пойти по комсомольской линии.
Девушка Валика — не вполне его девушка, друзья — не вполне друзья, да и сам он — не совсем то, что вроде бы подсказывает открытое лицо и голубые глаза, но это станет понятно (или останется непонятным) много позже. Впрочем, и в глаза ему заглянуть непросто: задыхающаяся, презирающая общие планы и равнодушная к монтажным склейкам камера оператора румынской школы предпочитает затылки и бежит, бежит, бежит вслед за героем, даже когда бежать уже и некуда. Остаются какие-то детали: импортные туфли-лодочки, барабанная установка, задорная песня, металлический привкус во рту. Корявый, умышленный миндадзевский язык. Миндадзевские драки, переходящие в объятия, а после — в танец. Остается, словом, Миндадзе, которого в отсутствие Абдрашитова уже ничто не сдерживает — но и не уравновешивает. И можно, с одной стороны, радоваться за замечательного сценариста, который получил возможность сам находить для своих слов подходящую рифму. С другой — это здесь заметнее, чем в более, может быть, экспериментальном «Отрыве», — куда-то исчезло трение, сопротивление материала. «В субботу» — очень герметичное и в эстетическом смысле бесконфликтное кино. Оно смотрится, что называется, на одном дыхании, но вопреки всему его не перехватывает. Это определенного рода литература, ровно снятая в определенном (да, актуальном, наверное) ключе — но не выходящая на другие, неожиданные уровни, которые открывала слегка кондовая, возможно, основательная режиссура Абдрашитова. И почему-то от этого смелого, стремительного фильма во рту остается скорее вкус красного вина, чем стронция.