Простые работяги с недавно закрытого завода берут в плен местного богача (Андрей Смоляков), который предприятие и продал. Счастливого финала ждать не приходится: бытописец непроглядной российской действительности Юрий Быков, уже описывавший Россию как рушащийся дом («Дурак»), добрался до присказки про стоящие заводы и мысли, что человеческая жизнь стоит дешевле многих товаров первой необходимости. Об этом же, если подумать, и все предыдущие его работы, однако новый фильм строится по лекалам «Рио-Браво» и «Нападения на 13-й участок» — и это может быть интересно.
Триллер, Драма, Криминальный |
16+ |
Юрий Быков |
7 февраля 2019 |
7 февраля 2019 |
1 час 49 минут |
zavod-film.ru |
Завод закрывают — и несколько тертых мужиков во главе с ветераном горячих точек по прозвищу Седой (Денис Шведов) решают взять в заложники руководителя предприятия Калугина (Андрей Смоляков), чтобы получить за него выкуп. И все вроде бы идет по плану: начальник охраны Калугина по кличке Туман (Владислав Абашин) готов передать отчаянным заводчанам деньги, но тут приезжает полиция, хотя ее никто не вызывал. Герои начинают подозрительно переглядываться — и становится очевидно, что кино, начавшееся с индустриальной симфонии, непременно закончится звуком выстрелов и большим количеством трупов.
В защитнике обиженных и угнетенных, режиссере Юрии Быкове, без шуток, завораживает то, как он с плакатным лозунгом «ЛЮДИ, ОДУМАЙТЕСЬ!!!» готов прыгнуть на амбразуру, и то, что он не стесняется писать капслоком. Целиком из таких вот плакатных лозунгов, например, состоял его «Дурак» — один из самых народных и жутко переоцененных отечественных фильмов последнего времени, в котором режиссеру удалось по-настоящему оседлать волну народного гнева. И хотя это кино обрело статус культового (что немудрено: уровень его гражданского пафоса был гораздо выше, чем даже в астрахановском «Контракте со смертью»), гораздо интереснее все же талант Быкова раскрылся в «Майоре», в котором он ежеминутно (и гораздо успешнее, чем в своем полнометражном дебюте «Жить») проверял моральный релятивизм героев на прочность. В «Заводе» он, по счастью, занят примерно тем же.
Это зрелое и нескучное кино крепкого жанрового режиссера, который, правда, считает себя художником. Что же: наряжаться художниками — давнее занятие амбициозных ремесленников, но в случае «Завода» важна именно оптика. Если смотреть это кино как «гонконгский боевик» с социальным комментарием — это довольно весело. Если как еще одну железобетонную притчу о судьбах России — то дико скучно. Быков не мыслитель, хотя очень напористо и местами довольно успешно умеет выставить себя таковым. Его сила не в идеях, а в том, как он умеет нагнетать саспенс — и заставлять экран искриться от напряжения. Триллер удается ему лучше, чем философская притча, а боевые сцены — лучше характеров персонажей. В частности, схематичные герои и не позволяют «Заводу» выйти за пределы жанра и стать искусством. В этом драматургическом вакууме нет жизни, а есть набор персонажных характеристик, который умело выдает себя за жизнь.
Быкова принято сравнивать с Алексеем Балабановым, но сравнение это не совсем корректное. Несмотря на то что Балабанов делал такие жанровые вещи, как «Брат» и «Война», начинал он с экранизаций Сэмюэля Беккета и Франца Кафки («Счастливые дни», «Замок»). В фильмах Балабанова, помимо физики, была метафизика. Картины Быкова ее лишены, хотя в финале «Завода» у него был шанс впустить немного абсурда в ткань фильма: например, спецназ выбил дверь, но никого Седого не было, ведь это не человек, а фантомная боль. Но это был бы слишком тонкий финал, противоречащий прямолинейной логике «Завода». Впрочем, выходящим из зала зрителям — одухотворенным, с застывшим на лице выражением «так жить нельзя!» — все это побоку. Понятно, почему для них Быков — кумир, ведь только в такой уставшей от чиновничьего произвола стране, как наша, боевик с социальным комментарием готовы принять за большое искусство.