Герой фильма вспоминает свое военное детство и свою мать, которая одна вырастила двоих детей. «Зеркало» — самый формальный и в то же время самый личный фильм Тарковского. Значимыми в этой сложной структуре оказываются самые элементарные вещи: Дом, Семья, Лес, Дождь, Молоко.
Драма |
12+ |
Андрей Тарковский |
7 марта 1975 |
21 апреля 1975 |
1 час 47 минут |
Почти невидимый в кадре главный герой, переживающий жизненный и, возможно, предсмертный кризис, предается воспоминаниям об Отце (Янковский) и Матери (Терехова), смонтированным с сюрреалистическими снами, кадрами хроники и стихами Арсения Тарковского.
«Зеркало» — самый формальный и в то же время самый личный фильм Тарковского. Значимыми в этой сложной структуре оказываются самые элементарные вещи: Дом, Семья, Лес, Дождь, Молоко. В идиллическую жизнь юного героя врывается Огонь — стихийным пожаром, а затем и История — военной муштрой, голодом, который все равно не может заставить трудовую интеллигентку Мать бестрепетно зарезать петуха, страшной, в последнюю минуту выловленной опечаткой (предположительно — в слове «Сталин»), которая чуть не стоила жизни двум работницам типографии. В фильме немало магических сцен — и не обязательно тех, где тело женщины отрывается от земли и повисает в воздухе. А просто камера скользит по деревенскому дому, дворовой утвари, деревьям и кустарникам, ручьям — и эти кадры гипнотизируют. Продолжение пейзажа — пейзаж души: лицо, шея, волосы Тереховой, которую Тарковский предпочел Марине Влади, Лив Ульман и множеству других именитых актрис. Предпочел не зря: получился образ-икона, в котором закодирован высший смысл энигматического искусства Тарковского.