Премьеры, Драматический |
16+ |
Сергей Захарин |
8 сентября 2023 |
2 часа, без антракта |
К сожалению, смогла осилить только час. Сложилось ощущение, что наблюдала чей-то бессвязный истерический припадок. Никакой связи между частями, неадекватные пляски, выкрики и безумный нерв. Жаль.
Слушайте , а классный спектакль! Хотя шел с женой на него с некоторым скепсисом ! Но всё развеялось с первых минут , актеры классные, танцы, юмор и стихи Маяковского( хотя не особо люблю его) но это подача- то что надо . Так смотреть однозначно ! Не выходишь пустым из зала )
В Театре Романа Виктюка премьера – в год юбилея В.Маяковского представляют спектакль «Баня» по его самой известной сатирической пьесе. Режиссер Сергей Захарин, который уже ранее ставил здесь «Орфея», обратился к абсурдной пьесе, высмеивающей советскую бюрократию 1930-х гг. – и сейчас она кажется актуальной, как никогда.
Кажется, что в показанном учреждении представлены все «традиционные» пороки: тут и начальник-самодур с холеной туповатой любовницей, и секретарь-канцелярист Оптимистенко (Павел Новиков), и кривляющийся художник Бельведонский (Владислав Сыровацкий), и бухгалтер-растратчик Ночкин (Алексей Галкин). Так как «Баня» - это все-таки комедия, смешных сцен с героями тут будет в избытке, просто поверьте – зал часто хохотал!
Необычна часть, в которой, как «пьесу в пьесе», режиссер показывает своим героям их самих как бы со стороны. Конечно же, такая постановка никому не нравится, и после огромного количества комментариев режиссер отправляется ставить что-то злободневное про равенство, братство, революцию и щупальца капитализма.
Невозможно не отметить небольшую, но такую важную роль самого В.Маяковского, которого сыграл Дмитрий Бозин. Если честно, его голос всегда погружает меня в какой-то транс – и его несколько появлений шли обязательной сквозной нитью через все повествование.
Наконец, очень интересно было со стороны смотреть за реакцией героев на посланницу из 2030 г. – Фосфорическую женщину (Виктория Савельева), которая обещала забрать в будущее достойных. Это тогда до ее появления был целый век, а сейчас мы фактически ее современники.
Пьеса Маяковского предназначалась для постановки в театре В.Мейерхольда, но похоже, сейчас, в театре Виктюка, Баня начала жить свою лучшую жизнь. Здание театра более чем соответствует эпохе поэта.
Надпись «Школа коммунизма» обязывает
Но хотя пьеса - сатира на советскую бюрократию, фантазия на тему будущего, в которое возьмут не всех (ах вот где И. Кабаков смахнул), то есть социально-общественный контекст главный, однако в этой постановке ко всему прочему добавлен супер-тяжелый мощный лиризм. за который отвечает трагический герой (Д. Бозин). Он будто Ленский эпохи авангарда, револьверу есть здесь место. Бозин артикулирует голосом и телом стихи о любви будто стихи о пытке, отмечая пребывание на краю-в опасности как бытие сердца поэта, которому смерть-соседка и гостья. Такое антре.
Будет и парад-алле, ведь «Баня» - пьеса с цирком и фейерверками, так указывал автор – время и место: СССР, 1930 г.
Сюжет не так прост.
Некий безумец-инженер-конструктор (поэт?) Чудаков (Ян Латышев) собирается включить изобретенную им и изготовленную машину времени. Включает изделие, раздаётся взрыв (фейерверк?) . Чудаков ловит письмо, написанное «пятьдесят лет тому вперёд».оповещение о том, что завтра прибудет посланец из будущего.
Симпатизант деятельности Чудакова – Велосипедкин (Алдар Когаев), оба хотят продолжать опыты. Нужны деньги. Взять хотят у государства, потому нужно идти на поклон в органы управления.
Но их не пускает к начальству своеобычный клоун и секретарь начальника Победоносикова - Оптимистенко (Павел Новиков), у него понятный акцент и уютный жилет, а также готовое решение— отказать.
Победоносиков в это самое время диктует машинистке речь по случаю открытия новой трамвайной линии. Чтооо? Да.:) В этот день. премьеры «Бани», открыли МЦД-4, кстати.
Машинистка Ундертон (Валерия Энгельс) красит губы красной помадой (цвет как у меня), она милая, аккуратная, в кудряшках.
Выход Победоносикова (Мотырев Станислав) со свитой достоин отдельной песни, к слову. Но смотреть надо, такие танцы пересказывать бесполезно.
Итак, открыли линию трамвая (и МЦД-4 тоже), новое дело и забота: к Победоносикову приходит художник Исак Бельведонский, которому поручено подобрать мебель. Бельведонского играет Вл. Сыровацкий, ну просто принц и Фигаро здесь-Фигаро там. Выбрав «Луя 14 из трех Луев» Победоносиков собирается отдыхать, с собой жену не берет, она у него скучная, а берет с собой Мезальянсову (эффектная Мария Матто). Жена Поля (Наталья Мороз), которую Победоносиков считает ниже себя, не поднялась по «умственной, социальной и квартирной лестнице», получает от него отказ в поездке, и не только. И мы не имеем в виду секс. Он вкладывает ей в руку револьвер и объясняет, как с ним поступить. «Прощай, Поля».
«Я всегда говорил, что лучше умереть под красным знаменем, чем под забором.», в «Бане» это слова Моментальникова (Константин Авдеев). В пьесе никто не стреляется. Это же комедия. Но револьвер есть.
(Маяковский застрелился из маузера, подаренного Аграновым Яковом Сауловичем). Кому подарят револьвер еще?
Не смешно. Тогда как обсуждение пьесы начальством – сцена «театра в театре» – очень смешно. Пантомима на тему борьбы рабочих с капиталом такая саркастически-пластическая, что огонь. Понравилось всем.
И вот уж время гостя из будущего наступает. Вдруг – о-ля-ля – это гостья, Фосфорическая женщина (Виктория Савельева), делегатка 2030 года. Для нас-то года совсем недалекого, хотя еще дожить надо, конечно.
Фосфорическая женщина реально искрометная особа, ибо успела уже облететь страну СССР и восхититься, так что пора ее избранникам устремитться в будущее, куда примут только тех, у кого найдётся хотя бы одна черта, роднящая его с коллективом коммуны — «радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью.» При этом «летящее время сметёт и срежет «балласт, отягчённый хламом, балласт опустошённых неверием».
По поводу балласта, кстати, Победоносиков объясняет Фосфорической женщине, что собирается отправиться в будущее по просьбе коллектива, и тут же замечает, что отобранные ею экземпляры— менее достойные люди: Велосипедкин курит, Чудаков пьёт, Поля — мещанка. Да, культура отмены придумана не сегодня.
Все полетели, а Победоносикова оставили, лежачего, но не сдающегося. И аплодисментов зрителей более всего герою С. Мотырева досталось. И Маяковскому, конечно.
Знаем - значит- любим.