Драматический |
12+ |
Марк Розовский |
14 декабря 2023 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Вчера семьей ходили на этот спектакль. Ушли после первого акта в полном недоумении. О спектакле узнали из передачи на радо Культура, посвященной премьере Дон Кихота в театре у Никитских Ворот. То, как о нем рассказывали, про работу с материалом, про художественные решения, идеи и творческие вызовы, а также имя режиссёра сподвигло на приобретение 4 билетов для всей семьи на Новогодние праздники. И если в течении первых 5-8 минут после начала действия ещё была надежда, что вот это всё как-то, выправится и выбор спектакля не был ошибкой, то к концу первого акта стало ясно, что надо уходить. Плохо и безнадёжно оказалось почти всё – оформление, свет, реквизит, выбор музыки, заигрывание и подмигивания в зал. Костюмы героев и реквизит выполнены на уровне школьных театральных кружков. Ограниченность бюджета и идей резала глаза. Неловкость от увиденного и сожаление о потерянном времени к концу первого акта не оставили выбора - мы ушли. Возможно, эта постановка имеет право на существование в рамках дневных спектаклей для детей и школьников. Но, к сожалению, не более.
На фоне высокого уровня, присущего театру «У Никитских ворот», этим спектаклем я был разочарован. Мне он показался словно слепленным на скорую руку, местами несуразным. Очень странным решением, на мой взгляд, является использование в качестве лейтмотива увертюры Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которая насколько узнаваема, настолько же неразрывно связана именно с этим кинофильмом. Такое впечатление, словно решили сэкономить и не обойтись только общественным достоянием (Сервантес+Булгаков+Дунаевский), чтобы не платить авторские отчисления.
Весело, интересно, необычно!
…Сцена освещается, и на первом плане безмятежно спит под плетнем, широко раскинув длинные худые ноги, незабываемый персонаж. Это такой Дон Кихот, что уж больше Дон Кихотом быть, кажется, невозможно! Тощий, долговязый, неуклюжий, с торчащим коком седоватых волос. В этот раз играл актер Станислав Федорчук. Не менее забавный персонаж – Санчо Панса (актер Юрий Голубцов). Смешной толстячок, добрый, трусливый, житейски мудрый, искренне любящий своего безумного господина.
Их странствия и приключения подаются в символическом ключе, весело и экспрессивно. Таинственные враги прикатывают на каких-то огромных колесах, напоминая не столько погонщиков мулов, сколько современных мотоциклистов-гонщиков. Танцы и на постоялом дворе, и во дворце герцога и герцогини – поставлены прекрасно и исполнены лихо. А наряды какие красивые!
История движется своим чередом, выпускник университета Самсон Карраско возвращается в родную деревню, влюбляется в племянницу дона Кихано и получает от нее задание – вернуть домой безумного дядюшку. И отправляется за ним следом в образе Белого рыцаря. Побеждает на турнире и берет слово, что тот вернется домой к семье.
Единственное, что, пожалуй, немного разочаровывает – комедия сильно "перевешивает". Трагический и трогательный монолог Дон Кихота после двух часов сплошного веселья звучит несколько неожиданно. Между тем, вполне можно было бы чем-то его поддержать и усилить, сделав постановку глубже и значительней.
Но и так замечательно! Спектакль-праздник, спектакль-карнавал! А поскольку это была премьера, то во время поклонов к публике вышел и сам главный режиссер Марк Розовский, как всегда бодрый и излучающий оптимизм.
«Этот долговязый, обаятельный парень имеет высококлассную вахтанговскую школу – лёгок и подвижен, скор и азартен в труде, любит импровизировать и шалить на сцене… Моя мечта - сделать со Стасом «Дон Кихота». Он - сможет. Мечты, я заметил, сбываются. Остается чуток потерпеть», - М. Розовский. И вот не понимаю я Марка Григорьевича!!! Чего же он тянул -то почти 20 лет?!! Ведь Стас Федорчук, о котором он говорит, был принят в труппу его театра еще в 2004 году! Тем более, что там его, страшно сказать, с 1983 года ждал идеальный Санчо Панса – актер Юрий Голубцов, о котором все тот же Розовский сказал: «Комик!.. Это - если одним словом. Но лучше несколькими - Его Величество Комик!..» Но, как гласит поговорка, «лучше поздно, чем никогда» и 14-15 декабря на Новой сцене Театра «У Никитских ворот» эта «сладкая парочка» блистала в премьере пектакля «Дон Кихот», поставленного народным артистом России Марком Розовским по неизвестной мне пьесе Михаила Булгакова. Роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» о приключениях одноимённого героя увидел свет в 1605-1615 году и с тех пор понятие «донкихотство» - стремление человека защищать добро и справедливость, а также исповедовать благородные и высокие идеалы, прочно вошло в наш обиход. А ведь изначальный замысел Сервантеса был лишь высмеять рыцарские романы, создав пародийный образ безумного рыцаря... Когда я шла на премьеру в Театра «У Никитских ворот», то ожидала увидеть нечто схожее с мюзиклом «Человек из Ламанчи», ведь не секрет, что Марк Григорьевич мастерски ставит мюзиклы, а практически вся его труппа прекрасно поет и танцует. Но увидела очень глубокий спектакль, пусть и решенный в жанре трагифарса и основательно сдобренный вызывающими у зрителя смех моментами. Главный герой булгаковской пьесы – одиночка, странствующий рыцарь, неприкаянный человек. Дон Кихот - личность неординарная, нигде не встречающая понимания и сочувствия. Его странствия принимают за бродяжничество, отвагу – за безрассудство, бескорыстие - за безумство. Тема одиночества, почти эпической тоски по утраченному раю – одна из основных тем, интересующих Михаила Булгакова. Инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса была написана Булгаковым в 1938 году для Вахтанговского театра. У нее сложная сценическая судьба и сегодня она практически не востребована театром. Станислав Федорчук «на полном серьезе» демонстрирует зрителям амбициозного, фанатичного, но честного и бескорыстного Рыцаря печального образа, отправившегося в путь, чтобы «...мстить за обиды, лететь навстречу опасностям, победить врагов и имя свое покрыть бессмертной славой...». Он создает романтический образ странного чудака Дона Кихано, уходящего от убогой серости и обыденности повседневной жизни в мир, созданный им самим, где все раскрашено в яркие цвета, где есть место чудесам, колдовским чарам и великанам. Его философский монолог в конце спектакля о том, кто же безумен в нашем мире, переворачивает все представление об этом персонаже, способном пожертвовать собой и, несмотря на лишения, продолжать стоять на страже добра (правда такого, как оно есть в его понятии): «Вы считаете, что человек, странствующий по свету не в поисках наслаждений, а в поисках терний, безумен и праздно тратит время? Люди выбирают разные пути. Один, спотыкаясь, карабкается по дороге тщеславия, другой ползет по тропе унизительной лести, иные пробираются по дороге лицемерия и обмана. Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь! За кого я мстил, вступая в бой с гигантами, которые вас так раздражили? Я заступался за слабых, обиженных сильными! Если я видел где-нибудь зло, я шёл на смертельную схватку, чтобы побить чудовищ злобы и преступлений! Вы их не видите нигде? У вас плохое зрение, святой отец! Моя цель светла — всем сделать добро и никому не причинить зла. И за это я, по-вашему, заслуживаю порицания? Если бы меня сочли сумасшедшим рыцари, я был бы оскорблен до глубины души, но ваши слова я не ставлю ни в грош, они мне кажутся смешными!» Вознамерившийся «излечить Дон Кихота от безумства» Самсон Карраско в облике Рыцаря Белой Луны (актер Денис Юченков), лишая безумного рыцаря приключений, лишает его, тем самым, смысла жизни. Эффектнейший финал спектакля – победа «ветряных мельниц» над Дон Кихотом... Образ Санчо Пансо в спектакле решен классически и вызывает неизменную добрую улыбку на лицах зрителей. Сцены в герцогском замке поставлены с небывалым размахом и поражают даже искушенного зрителя роскошеством костюмов (художник по костюмам Ксения Шимановская, балетмейстер - Антон Николаев)). Интереснейших находок в спектакле множество. Не буду оригинальной, сказав, что раскрыв рот смотрела за появлением на сцене «погонщиков мулов» и их столкновением с нашими героями. И это только один пример. Режиссерская фантазия Марка Розовского воистину неистощима!!! Спектакль у Марка Григорьевича получился очень интересный и он, однозначно, заслуживает зрительского внимания!