Драматический |
16+ |
Валерий Белякович |
3 часа 20 минут, 1 антракт |
Под зловещие ритмы, напоминающие восточные, по сцене двигаются люди в белых одеяниях, напоминающих самурайские (даже финальная схватка Гамлета и Лаэрта - ни дать ни взять "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" вместо дуэли на шпагах). На них – чёрные пернатые накидки, и движения их – тоже птичьи, как у воронов, словно слетевшихся выклёвывать друг другу, вопреки пословице, глаза да каркать, как в небезызвестном стихотворении: «Nevermore!». А ещё они были похожи чем-то на шахматные фигуры – вот только и чёрные, и белые одновременно. С первых минут я начала сравнивать этот спектакль с «Гамлетом» ЦАТРы: да, заезженные музыкальные темы здесь – хуже, чем величественный Шостакович там, зато Юго-западные освещение и декорации, соединённые сегодня в одно целое, а именно – в висячие псевдоколонны, снизу испускающие свет – оказались способными выдержать конкуренцию. Самым ярким персонажем сегодняшней постановки показался мне… призрак отца Гамлета (Сергеев): по-настоящему страшный, не дух без тела, но тело без души, бледный зомби с мускулистым торсом и чернеющими провалами глазниц. В нём ничего не осталось от покойного короля – это нечисть, одной ногой стоящая в преисподней, с мучительными усилиями передвигающаяся по земле, и её посредством чревовещает злой демон, толкающий Гамлета на грех мести, демон, которым и сам принц стал бы одержим, если бы не Офелия – единственная, кто самоотверженно бросился спасать его из инфернального морока. Эту Офелию, потрясающе многогранную, подлинно любящую, играла, конечно же, Дымонт – и от сцены её помешательства, в которой не было ни одного цветка, мурашки пробегают по коже: настолько веришь в живость героини. Не менее ярок и неоднозначен и Клавдий в исполнении Матошина – ещё один харизматичный подонок среди его ролей, правящий миром, имеющим крайне мало общего с земными реалиями, и понимающий и принимающий свою обречённость – гордую обречённость дерзкого хищника, не могущего отказаться от «добычи» - любимой (в чём не возникает сомнений) королевы, а значит, не могущего по-настоящему раскаяться. Режиссёр позволил ему услышать слова Гамлета, замышляющего убить его в более удобный, нежели молитва, момент – услышать и заговорщицки приложить палец к губам, чтобы затем ждать этого момента с не меньшим нетерпением, чем сам мститель, а дождавшись, подставить грудь отравленному клинку и беззвучно уйти вслед за Гертрудой, освободившись от грязи своего положения (что-то в этом есть от Калигулы!). Что до самого Гамлета, сыгранного Леушиным, то ЦАТРовский Гамлет Лазарева нравится мне всё же больше: Леушинскому принцу Датскому не занимать обаятельной ироничности, однако не хватает того пронзительного трагизма, который всегда отличал всех его персонажей, вне зависимости от их значимости – будь то Калигула или Дэвид, Меркуцио или Оберон, Воланд или Тригорин. Он по-прежнему приковывает взгляд брутально-изящными пластикой и интонациями, но всё же теряется на фоне вышеописанных – хоть и эпизод, в котором он даёт рекомендации по игре не героям-актёрам, а окружающим его актёрам-героям, – однозначно удачная сюжетная находка, чётко высвечивающая вопиющее лицемерие, на котором строилось шаткое равновесие эльсинорского двора. Будь моя воля, я бы поменяла Леушина и Матошина в этом спектакле местами, жаль только, что последний Гамлета (в смысле персонажа) не любит. Но, в любом случае, со сцены звучит бессмертный шекспировский текст в моём любимом переводе Пастернака, который непроизвольно шепчешь, опережая актёров, во время знакомых наизусть монологов, на сцене выкладываются с абсолютной самоотдачей актёры непревзойдённого таланта и мастерства – а что ещё нужно для счастья? Правильно – только оказаться в эти слишком быстро пролетающие два с половиной часа в зрительном зале, что я настоятельно всем рекомендую.
16.10.09
Комментировать рецензию
«Шекспир – это театральная Библия».
(Валерий Романович Белякович)
Впервые Мария пришла в театр в 14 лет. Белгород. 2014-й. Премьера «Гамлета» - и первое знакомство с театром. Катарсис. А когда побывала в Москве, решила посмотреть и здесь чтонибудь похожее. Где играуют у нас лучше всего Шекспира? Конечно, в Театре на Юго-Западе.
Спектакль был похож, лишь несколько отличались костюмы да и игра актёров конечно ж. Но до боли знакомый. Посмотрела в программке: тот же самый режиссёр, что и поставил пьесу в родном городе! Так ведь это же и его театр! «А как же я буду жить без этого театра?» - подумалось. И решила свершить важный поступок в своей жизни: учиться в Москве, чтоб быть поближе к театру на Юго-Западе. Поступила на филфак в университет. С её разрешения пишу эту историю….
Ну а потом: ещё и ещё, да и совсем другие спектакли. Не менее интересные и впечатляющие. Ну а в понедельник посмотрен уже 4-й «Гамлет» Театра на Юго-Западе!
и знакомство с этим удивительным и глубоким, ещё юным человеком.
Которая чувствует и понимает театр так же, как и я.
Для меня ж он 2 апреля был первый!!
Зашла на сайт Белгородского академического театра им.Щепкина, читала эксклюзивное интервью с режиссёром: увидела, что Валерия Романовича приглашали поставить и мой любимый «На дне».
А первым Гамлетом в Театре на Юго-Западе в 84-м был Авилов. Костюмы частично были от Театра Маяковского, охлопковского спектакля!
Аникст приходил сам на постановку и написал изумительную хвалебную рецензию.
Валерий Романович в интервью белгородским журналистам: «Везде размахиваю ей как индульгенцией, когда говорят, что Белякович, мол, в Гамлете делает что-то не так!».
Спектакль в постановке Беляковича идёт и в Японии!!! Поставлен недавно, в 2012-м.
Каковы же мои ощущения? Ведь это первая мной просмотренная постановка этой вещи не только в Театре на Юго-Западе, а и вообще!
Иннокетний Смоктуновский столь сильно его сыграл, что никак не могла себя заставить посмотреть что-то ещё.
Но! Множество увиденных спектаклей Валерия Романовича помогли мне доверять ему полностью. На тыщу процентов! Знаю: прочтение этого человека любой классической вещи не оставит тебя равнодушным никогда!!!
Так и случилось. Этот спектакль уже восстановлен, в нашем веке, 21-м.
Не отрывая взгляда смотрела за игрой исполнителя главной роли, Максима Лакомкина.
И его игру видела впервые, в главной роли, да ещё какой!
Тут и сумасшедствие (и непонятно даже, наигранное, вымышленное или настоящее. Так во дворце то верят ему, то не вереят, что спятил), тут и любовь, и страсть, и муки совести. И перерождение. Делаешь много зла? Получай!!!
Таким же будешь, как и те, кому мстил жестоко.
Чётко обозначены на поклонах эти птичьи заразные движения.
Костюмы придумывал сам режиссёр. Придворные – словно вороньё, это стервятники.
И даже Офелия носит «перья».
Чёрно-белый цвет. Он символичен для театра. Это его цвета, «инь-ян».
Нет белого, нет чисто чёрного. Всё обыгрывается мастерски.
Очень понравились декорации, эти ужасные трубы вращающиеся-крутящиеся.
Они, в отличие от сценического дыма, которого не переношу, помогли прочувствоать атмосферу.
Когда приходишь в этот махонький зал, то видишь своё отражение в зеркале. Их много там зеркал, они есть и в арт-кафе в великом количестве!. Но потрясают более всего те, что неизменно висят на задней стене именно на сцене. Ты – есть, существуешь! И ты – там. Но и не ты…
И словно отпчаток тебя остаётся на сцене. Правда, когда свет выключают, себя больше не видишь: темнота поглощает… Слава Богу, временно
Да, рада, что наконец-то увидела уже успевшего полюбиться поклонникам импровизационного батла Максима Драченина! В этой роли, роли Лаэрта, он необыкновенно хорошо себя проявляет, очень искренен, мастерски выполняет сверхзадачу. И красив. Очень!!!
Благодарю всех вас.
При всей своей любви к этому театру трагедии Шекспира в их версиях смотреть побаивалась. В итоге вот решилась.
Комедии Шекспира смотрела здесь все и не по одному разу, а трагедии.. боязно было. Это ж трагедии-претрагедии! Ни йоты шуток! А как же Театр на юго-Западе, да без стёба?... И вот свершилось - я познакомилась с трагедией Шекспира в постановке театра на Юго-Западе.
Очень странные ощущения. Вот сама постановка - восторг! Неожиданность и нестандартность! Трактовка многих персонажей прекрасна - сочетание и классики, и стёба. Такого спектакля "Гамлет" я точно нигде не увижу!
Но вот касаемого самого Гамлета (Максим Лакомкин), всё ну вот гораздо сложнее. Никакой "байровщины", сразу видно - сумасшедший! Если б это был первый Гамлет в моей жизни, вообще б не поняла, почему он герой? Мелочно мечется, быть или не быть мстить или не мстить. Ну, мужик ты али хто? Хочешь наказать - руби, раз уверен. С Офелией тоже как-то некрасиво получилось ("не девушкой ушла" - впервые расслышала, хм..). Вот и получается, что большинство монологов Гамлета воспринимается именно как лепет сумасшедшего, одержимого обвинением с показаний товарища Призрака (товарищ Призрак тоже не очень вызывает доверия, если честно :-)))) ).
Классический Гамлет появляется поближе к концу - дуэль была перкрасна! Но в этом спектакле скорее болезнь Гамлета проступает, нежели его метания. Даже уменьшается и ненависть к Гертруде и Клавдию - вот ведь докопался до людей! Мама личное счастье пытается устроить, а он эгоистично не принимает её избранника. Ну, убил тот своего брата (не доказано, кстати), для того времени - эка невидаль! :-))))) А без шуток, реально не получается сочувствовать Гамлету. Скорее принимаешь сторону двора, считающего его психом. Ну, а от этого и очень существенно меняется восприятие происходящего. Вплоть до того что начинаешь уже "болеть" за Лаэрта как в том анекдоте про Чапаева (а вдруг выплывет?).
Трагедия как-то переходит в фарс. Вместо героя псих, вместо Призрака - родственник Зомби, ну, и остальные под стать. И да обычно именно Гамлет утаскивает на себя всё внимание, а тут лучше разглядела "свиту".
Хочется поподробнее остановится на семействе Полоний и Ко.
Офелия очень понравилась. Любови Ярлыковой безмерно идёт этот образ. В сцене сумасшествия и безгранично трагична, и красива, но при этом абсолютно безумна! Безумна от отчаянья!
непривычно было видеть Максима Драченина в качестве актёра. В последнее время я его больше вижу в роли Маслякова. Но его Лаэрт неожиданно для меня "зеркалит" Гамлета. Просто раньше это так ярко не видела. Мстит за отца не словом, а делом. Ну, тут ещё и сестра, и убийца очевиден (а не с показаний зомби). Но Лаэрт выбирает мстить. Да, способ подсказал Клавдий, но цель-то уже была обозначена чётко. Опять же очень трогательно прозвучал и "диалог умирающих". Два благородных мужа прощают друг друга перед своею кончиной! Вах! Бесконечно пафосно, но всё равно умилительно, как оказалось. В общем Лаэрт и Офелия классические. Что сложно сказать об их папе.
Не, поначалу Полоний (Михаил Белякович) суров и представителен, как настоящий трагический шекспировский злодей. Но потом стремление угодить вышестоящему начальству, ну а также и некие свои семейные прикидки, сделали его несколько смешным. Но всё от усердия! Полоний жёг. В конце реально было жалко птичку! Понимаешь, что событий ещё много, а Полония уже не будет...
Так создан мир: что живо, то умрет
Я обожаю "Гамлета" Шекспира в переводе Пастернака, эта сложная британская классика становится легко воспринимаемой и современной. Постановка в театре на Юго-Западе приближена к классической. Как заведено в масштабных трагедиях Шекспира, все главные герои умирают.
В постановке "Гамлета" театром на Юго-Западе использовано минимальное количество декораций, но потрясающие свет, звук, игра актеров завораживают, и спектакль смотрится на одном дыхании.
"В мире завелась совесть, значит скоро конец света". В изображенном Шекспиром мире совести, к сожалению, нет. Или Гамлет — внезапно возникшая "совесть", которая привела к гибели почти всех героев и самого датского королевства.
Призрак отца Гамлета — очень красиво сложенный актер Астапенко Дмитрий, "осанкой вылитый король", могущественный, важный, завоеватель, царственный, его державные шаги поражают. Интересна идея того, что он единственно обнаженный и загримированный персонаж, это подчеркивает его приход из мира теней.
Клавдий — коварный, расчетливый, бездушный, беспредельный, бесчестный человек, демон зла, на его совести убийство брата и женитьба на его вдове, развал, пьянство, дебоширство в стране. Благодаря его правлению Дания превращается в тюрьму. Притворные чувства скорби и нежности присущи этому персонажу, актер Олег Леушин мне показался более благородным и недостаточно низменным для этой роли.
Полоний — преданный советник, расчетливый, прекрасный стратег. Актер Белякович Михаил и эту роль сыграл с юмором и сделал Полония отличительным героем, его ошибочная смерть, первая в трагедии, наводит грусть.
Исполнитель Гамлета Лакомкин Максим очень хорошо, на мой взгляд, передает страдания души и тела героя, его скорбь, превосходно играет человека, не желающего мириться с мерзостью и грубостью мира. Он растерянный, вздыхающий из глубины души, отчаянный, на грани помешательства. Но за этим безумием скрывается проницательность и находчивость, ум, позволивший разоблачить дядю, с помощью странствующих актеров и их игры.
Офелия — красивая, благочестивая, порядочная, непорочная, чистая. Ярлыкова Любовь сыграла ее блистательным образом. Это моя самая любимая роль в спектакле. Сцены сумасшествия Офелии, ее песни и бессвязные слова "без крышки гроб его несли", "за упокой его души молиться мы должны" до слез и кома в горле. Больная и усталая душа передана очень трогательно...
Гертруда - по пьесе такая же лицемерная и предающая, как Клавдий, но Иванова Ольга, как мне кажется, тоже недостаточно отрицательная героиня.
Что есть театр, игра? "Зеркало реальности", истинное неприкрашенное лицо.
Спасибо актерам театра на Юго-Западе за грандиозную игру!