Драматический |
16+ |
Андрей Стадников |
1 час 40 минут, без антракта |
Умный и стильный спектакль. Интересно отгадывать цитаты известных людей, которыми изобилует речь персонажей. Харизматичный Петр Скворцов, звезда "Гоголь-центра", неподражаемо исполняет несколько песен.
Если вы настроены на традиционный конвенциональный спектакль, вам не сюда. Потому что маленький подвальный и, несмотря на молодость, очень популярный театр «Пространство внутри» - это пространство экспериментов и рискованных театральных опытов. Спектакль Андрея Стадникова «Гололед» - один из них. Здесь нет единого внешнего сюжета, точнее фабулы. Спектакль создан по принципу монтажа аттракционов – отдельных коротких сценок и музыкальных номеров. Он как лоскутный занавес (главный элемент сценографии), состоящий из флагов всех стран мира, - отдельных, но образующих единый мир, в котором мы обречены сосуществовать, состоит из фрагментов текстов разных авторов – речей политических деятелей, философов, писателей (Ельцина, Гагарина, Камю, Саши Соколова, Алексиевич) и эксцентричных обработок песен Флейтмана, Башлачева, Высоцкого. Трое актеров – Владимир Комаров, Ясмина Омерович и главная звезда спектакля Петр Скворцов (он же автор музыкальных обработок и исполнитель песен) работают в эксцентричной эстрадной манере, постоянно меняя маски. Здесь есть пародия на интервью со звездами, в котором знаменитая речь Ельцина (та, где «я устал, я ухожу», но без этих слов, иначе все было бы слишком в лоб) мастерски монтируется со словами Гагарина перед стартом, и герой хочет улететь в космос, потому что на планете Земля больше нечего делать. Абсурдные новости, наводняющие телевизор круглосуточно, читают ведущие в огромных фарсовых костюмах с галстуками до земли – люди-костюмы, как у Салтыкова-Щедрина…
Шутливо-грустные размышления о судьбе России от Екатерины Великой (ее образ возникает в дымке за лоскутным занавесом) до наших дней. О России, которая управляется Господом Богом, иначе невозможно понять, как это государство существует. И о подавлении государством своих и чужих граждан, о вечном беге по кругу истории. Неслучайно здесь звучит песенка «Царь Николашка…», написанная Натаном Флейтманом в 1965 году и бывшая в свое время столь популярной, что считалась народной. Песенка в оригинале заканчивается на Хрущеве, но в спектакле ряд продлен, потому что ничего по сути не меняется.
А главным лейтмотивом спектакля становится проблема личной свободы в условиях несвободы. Здесь нет никаких рецептов, разве что стараться удержаться на ногах в гололед, чтобы не затоптали сапогами. Песней Высоцкого «Гололед» заканчивается спектакль с одноименным названием.