Драматический |
16+ |
Владимир Иванов |
13 апреля 2008 |
1 час 40 минут, без антракта |
В Вахтанговском театре Владимир Иванов ставит инсценировку рассказа Александра Солженицына «Матренин двор». Идея постановки принадлежит Александру Михайлову. Спектакль репетировался давно, и непонятно, какая судьба его ожидала бы, но работу увидел и высоко оценил новый худрук театра Римас Туминас. Спектакль будут играть на малой сцене. В роли Матрены Елена Михайлова, ее партнером будет Александр Михайлов.
На сцене всего два человека – автор, Игнатич, да сама Матрёна. Перевоплощения их сведены к минимуму – ведь весь сюжет в большей степени вложен в их уста в виде рассказа, где неспешного, где эмоционального, и лишь в меньшей степени сыгран в полном смысле этого слова. Поэтому это почти что моноспектакль, только на двоих – и, может, лучше было бы увеличить количество исполнителей ролей, действия, но не стоит забывать, что театр – не кино, и ему не под силу втащить на подмостки дом, огород, трактор, поезд, так что пусть уж всё остаётся как есть. Ведь есть то, что язык не поворачивается обозвать просто прочтением текста классика (а текст прозвучал практически весь, так что просмотр спектакля вполне может заменить прочтение повести) – есть живое, искреннее, с настоящими слезами сопереживание ему, созданное актёрским талантом и мастерством. Есть деревянный домик, от которого к концу спектакля остаётся один только крест, есть вкусный запах травяных веников, замечательные музыка и освещение, и можно простить плюшевую кошку, когда во всех прочих деталях деревенской избы соблюдена безукоризненная достоверность. Всё это добилось того, что от спектакля и требовалось: не утомить, а зацепить шершавым солженицынским слогом, донести всё то, что должно было быть донесено, а большего и не надо. Мне понравилось – а стало быть, посмотрите и вы, надеюсь, вам понравится тоже.
29.04.2009
Комментировать рецензию
Спектакль, отличный. Под большим впечатлением. Все скромно, ничего лишнего. И бьет прямо в душу. Рекомендую
Покупая билеты на этот спектакль, чувства были двояки. С одной стороны, безумно нравятся постановки Иванова, с другой, не очень люблю творчество Солженицына. Первое все же победило. Не пожалела ни на минуту. Наши места были на первом ряду, надо сказать, что спектакль дают на малой сцене. Первый же ряд позволяет ощутить себя участником происходящего. Спектакль о добре и зле, о помощи ближнему, о все прощению, о Боге. Я не религиозный человек, но там, в темном зале, проживая простую и, вместе с тем, глубокую, полную жизни историю, в исполнении прекрасных, очень светлых актеров, Он присутствовал везде. Не смотря на драматичность, на трагичность спектакля, после него остается теплые и светлые чувства. Спасибо!
Это рассказ о русской ЖЕНЩИНЕ… женщине, у «которой грехов было меньше, чем у ее колченогой кошки… - та мышей душила».
Суровая, изгибистая, неблагодарная судьба выпала на ее долю… но она жила, трудилась, молилась, радовалась… благодарила…
Вот пишу сейчас отзыв, а у самой ком к горлу подступает… невозможно понять и прочувствовать, что действительно было в душе у Матрены, похоронившей жениха и встретившей его «воскресшего», пережившей всех своих шестерых детей, ощущавшей алчность и неблагодарность окружающих и государства. Но она любила… любила людей, соседей, государство, жизнь! И еще она всегда хотела быть нужной; отдавать все, что могла отдать; помочь всем и каждому, ничего не требуя взамен.
Спектакль поставлен по классическим канонам, без всяких там «новинок» и «находок», как и должно быть в отношении рассказа Солженицына. Поставлен с душой, режиссер и актеры оставляют нам частичку себя после каждого показа. Как же тонко играла главная героиня! – нельзя не поверить. Сначала меня немного смущала ее красивость и молодость (казалось, что никак не может она быть деревенской, не совсем здоровой, 60-летней женщиной), но с другой стороны – разве нет красивых женщин в глубинке? Тем более, что красота душевная – она всегда преумножает красоту телесную. Прекрасно вел рассказ главный герой. Верю, всем верю!)
После спектакля осталось немного гнетущее впечатление, касающееся в первую очередь боли и обиды за наш нищий алчный бездуховный народ… не каждый может справиться с нищетой – она очень многому виной… Да, и наверное все-таки народ имеет то правительство, которое заслуживает… замкнутый круг…
А ведь давайте задумаемся о смысле и вечной тайне нашей с вами жизни: «Как родился – не помню, когда умру – не знаю…» - и сразу ненужным станет ни дом соседский, ни одежка подруги, ни наследство умершего родственника.
Матрена была ЖЕНЩИНОЙ. И пускай немного ЖЕНЩИН на Руси, но они есть и на них держится земля наша русская.
Матренин двор или Театр начинается с пикалки.
Спектакль непростой, как и оригинал, ровно по которому всё, собственно, и поставлено.
Очень приятно, то что нет икаких отклонений от темы, которые так модны сейчас везде и всюду.
Примеров даже приводить, и думаю, не нужно.
Очень уместно по месторасположению - малый зал - самое то.
Правда, к концу бывает немного душно, но таким образом та самая концовка становиться более ожидаемой - лишь этим мне придется трактовать отсутствие кондиционеров.
Что касаемо перехода на личности - в данном случае - персонал театра, от охранника до администратора - милые и замечательные люди. Подумала, что они наверно все не ниже актерского окончили - с харизмой у них всё просто в порядке.
На сцене минимум актеров - всего два, минимум декораций, максимум текста. Огромный намек на интеллектуальный театр, кстати.
И я думаю, он получился, потому как не зря ставятся спектакли все больше и больше на старосоветские темы - алчность, власть, потребительство.
Эти действительно ставшие уже злободневными слова мучали еще Игнатьича с Торфпродукта в 1956 году.
Актеры играют хорошо, с душой, по-русски. Хоть и Солженицын. Пара запинок за весь практически двухчасовой душераздирающи свое прямотой спектакль без антракта.
Действительно, как приятно чувствовать зрителем те пафосные фразы, которые преподавались в школе, но всей душой. Ведь спектакль рассказывает про ту самую матушку-Россию, о которой раньше писали, и которая, пожалуй, действительно имела место быть. Образ Матрены в исполнении Елены Михайловой, периодами просто гениальной и смешной, показывает, сколько мало таких было и насколько меньше меньшего таких осталось. Признаюсь Вам, от правды жизни "в лоб" слезы наворачивались. И совсем по секрету - не у меня одной. :)
Чем больше людей прочитает Матренин двор, или посмотрит замечательное физическое воплощение в Вахтангова, тем меньше шансов на повторение истории. А пока..