Комедия |
16+ |
Валерий Белякович |
26 августа 2001 |
3 часа, 1 антракт |
"Самоубийца" - Семен Семенович Подсекальников, простой советский человек, решил свести счеты с жизнью. Ему опротивело жить, потому что он провидит светлое будущее, а настоящее его не прельщает. Но грязная коммуналка, отсутствие работы и жена с немытой головой - слишком глупые поводы для суицида. Подсекальникову нужна веская причина. Совершенно неожиданно на помощь ему приходят незнакомые люди и предлагают тысячу вариантов ответа на вопрос "почему я решил расстаться с жизнью". У любого, кто хоть раз читал крамольную пьесу Николая Эрдмана, создастся впечатление, что главным самоубийцей в ней является не кто иной, как автор. Шутка ли, в 1928 году так посмеяться над советской властью. А ведь полное недвусмысленных намеков и ехидства произведение имеет целомудренное определение - "комедия". Может, окрестив так невинно свою злейшую сатиру, Эрдман и избежал расстрела и умер своей смертью в 1970 году Валерий Белякович понял жанровое определение автора буквально и сделал из "Самоубийцы" самую что ни на есть комедию - крепкую и простодушную, как и все его спектакли. Если в Театре сатиры, где много лет назад с триумфом шел "Самоубийца", публика смеялась нервно и злорадно, то на Юго-Западе в зале царит беззастенчивый животный смех. На сцене много белесого женского тела: сначала Подсекальников (Вячеслав Гришечкин) видит в чем мать родила соседскую любовницу Маргариту Ивановну, затем к нему заявляется увесистая интеллигентка Клеопатра Максимовна. Клеопатра предлагает умереть от любви к ней, что и само по себе смешно, а когда в образе обольстительницы выходит Ирина Подкопаева, веселье в зале достигает апогея. Так вот, под хохот и залихватские цыганские пляски, которыми перемежаются диалоги, пьеса стремительно катится к финалу и вдруг напарывается - по-другому и не скажешь - на последнюю сцену. Здесь Эрдман оставляет шутки и становится серьезен. Затерявшийся было в процессе коллективных гуляний неудавшийся самоубийца снова возникает на сцене со своей трагедией "маленького человека". И невеселыми речами в пух и прах разбивает режиссерскую концепцию.