Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
29 января 2021

3 новых российских сериала про кошмарное путешествие

Евгений Ткачёв
Уже вышли «Полет» Петра Тодоровского и «Топи» Владимира Мирзоева, на следующей недели выходит «Отпуск» Александра Бойкова. Несмотря на то, что все эти сериалы сделаны в разных жанрах — триллер, мистическая утопия и комедия, — их объединяет то, что они рассказывают про путешествие, в котором что-то пошло не так.
Полет
2021, Драма

Сотрудники юротдела московской строительной компании (Оксана Акиньшина, Михаил Ефремов, Никита Ефремов, Павел Табаков и Евгения Добровольская) должны лететь в Пермь, но по ошибке секретарши (Юлия Хлынина) вместо Внуково приезжают в Шереметьево и пропускают свой рейс. Как быстро становится ясно, эта ошибка спасла им жизни: самолет, на который они должны были сесть, разбился. Отойдя от шока, герои пытаются жить дальше, но безуспешно. Этот инцидент становится для них триггером, весомым поводом для того, чтобы переосмыслить свою жизнь, — а поскольку у всех персонажей есть тараканы в голове, сериал неумолимо превращается в паноптикум человеческих душ. С первых минут (начиная, собственно, с заставки, на которой звучит психоделическая шестнидесятническая композиция «Venus in Furs» The Velvet Underground) сериал создает вязкую и очень тревожную атмосферу, которая от серии к серии будет не развеиваться, а, наоборот, только сгущаться. У «Полета» Петра Тодоровского такая же структура, как у «Колл-центра» Меркуловой и Чупова (один эпизод — одна история персонажа), а еще Табаков и Хлынина в роли любовной парочки. Это тоже триллер — впрочем, не такой напряженный, а более расслабленный, хотя его расслабленность, конечно, обманчивая: в любой момент может случиться что-то такое, от чего захочется зажмурить глаза. Все герои — перверты (особенно удалось комбо из Никиты и Михаила Ефремовых, в случае с последним вообще непонятно, как он пьяным сел за руль, сыграв человека, по вине которого сын погиб в автоаварии), на экране смачно матерятся и вообще ведут себя довольно раскрепощенно. Удачно ли это? Черт его знает! В любом случае сериал оставляет впечатление, а на людей с тонкой душевной организацией и вовсе может подействовать угнетающе. Единственное, каждая следующая история становится все менее увлекательной, чем предыдущая. Мощно начавшись с героини Оксаны Акиньшиной, которая, как всегда, сияет сама по себе, «Полет» еще вызывает живой интерес на герое Михаила Ефремова, но вот на Табакове-младшем и Ефремове-младшем, играющих русских психопатов, уже ощутимо теряет свой запал. Не покидает ощущение, что сериал — это очень мужская и очень больная фантазия. Вообще, переключаясь с Netflix на Premier, испытываешь очень странное чувство: как будто перенесся во время, когда по телевизору шли «Лангольеры» по Стивену Кингу.        

Смотреть на ТНТ (21:00) и Premier.

8.9
Топи
2021, Драма

Авторы сериала определяют его жанр как «мистическая утопия» — и в этом есть свой резон. Все начинается с того, что больной онкологией создатель стартапа TrueTalk (как телеграм, только со встроенным детектором лжи) Денис Титов (Иван Янковский) посылает фээсбэшников и предлагает всем, кто хочет, поехать с ним в сельский монастырь, в котором, как уверяют, творят чудеса. Компанию ему составляют приятель-журналист Макс (Тихон Жизневский), потерявшая сестру Соня (Анастасия Крылова), мечтающая удачно выскочить замуж Катя (Екатерина Шпица) и Эля (Софья Володчинская) — жертва кавказского патриархата, которая случайно застрелила своего чеченского жениха. По дороге к храму машина с героями разобьется, так что есть риск трактовать дальнейшие события как предсмертные видения героев и чистилище. Или нет? «Топи» Владимира Мирзоева по сценарию Дмитрия Глуховского («Текст») тщательно водят нас за нос, а их действие разворачивается в том же мире, что и в короткометражке «Сера» Ланы Влади, тоже по Глуховскому, и это крайне недружелюбный мир. Сценарий был написан еще в 2012 году, но с того времени утекло много воды, и его явно пришлось осовременить, однако это не касается женских персонажей: по словам Глуховского, он задумался о теме абьюза и женского эмпаурмента еще десять лет назад. Ну что же, похвально! Другое дело, что в постановке Мирзоева (режиссера «Ее звали Муму» и «Как Надя пошла за водкой», но, вообще-то, он известный театральный постановщик) вся эта «северная готика» выглядит жутко вторично по отношению не только к «Твин Пиксу», но и к «Настоящему детективу». Это кургузное по духу кино, которое не спасают ни песни группы «Аигел», ни музыка Ryan Otter, и дело тут не в бумерском самоощущении (вон Дэвиду Линчу 75 лет, а он моложе всех молодых), а в том, что работа над жанровым кино требует такого же мастерства, как и постановка трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина или «Вишневого сада» А.П.Чехова. У Клима Шипенко получилось в «Тексте» создать напряженный триллер, потому что он хорошо чувствует жанр. У Мирзоева только первые две серии отданы под муторную экспозицию. Дальше не сказать, что становится лучше. Наверное, от всего этого можно получить какое-то удовольствие, но только если вы не видели третий сезон «Твин Пикса» и другое майндфак-кино. А если вам захочется настоящего жанрового эксперимента, то посмотрите лучше «Ривердейл».

Смотреть на «Кинопоиск HD».

Отпуск
2021, Комедия

Сериалы стареют быстрее, чем полнометражное кино, а русские сериалы, релиз которых неоднократно откладывался и переносился, — тем более. «Отпуск» еще нормально выглядел бы во времена «Физрука», но с тех пор прошло шесть лет, мир изменился, а Геленджик сейчас интересен исключительно благодаря дворцу из расследования Навального. Но вот на отечественном ТВ выходит комедия, в которой в Геленджик на отдых едет семья северян: отец (Павел Майков), мать (Юлия Подозерова) взрослый (Кузьма Сапрыкин) и маленький сын, бабушка (Татьяна Догилева). Обычно они гостят в гестхаусе у своего друга Бори (Демис Карибидис), в дочь которого (Валентина Карнаухова) влюблен герой Сапрыкина. Он же хочет сделать ей предложение, но еще не в курсе, что у девушки есть парень — и вообще, между тем, каким мы видим мир, и тем, какой он есть на самом деле, большая разница. «Отпуск» предлагает нам посмотреть на российский Юг через солнечные, желтые светофильтры — и картина, которая открывается нашему взору, будет такой же карикатурной, как и в народной комедии «Непосредственно Каха». Впрочем, в отличие от «Кахи», «Отпуск» не злое, но какое-то отчаянно не смешное, архаичное (причем необаятельно архаичное) кино, которое не способен украсить даже Антон Лапенко в роли казака с плетью.

Смотреть на ТНТ с 1 февраля (20:00).

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все