Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
15 июня 2023

Не только «Черное зеркало»: 10 фантастических сериалов-антологий

15 июня на Netflix выходит шестой сезон «Черного зеркала». Фантастическая антология британца Чарли Брукера за годы своего существования смогла не только завоевать множество поклонников по всему миру, но и вдохновить других сценаристов на создание похожих сериалов. В честь премьеры вспоминаем последователей и предшественников «Черного зеркала».
Сумеречная зона
1959, Детектив

В годы выхода «Сумеречной зоны» сценаристы телевизионных сериалов едва ли мечтали о том, что их имена останутся в истории. Но тем не менее Роду Серлингу это удалось. Под его началом антология фантастических сюжетов, неизменно жутковатых и сбивающих с ног дьявольским твистом в финале, превратилась в нечто большее, чем в очередное вечернее развлечение у экранов телевизора. Даже если вы не видели ни одной серии оригинальной «Сумеречной зоны», то наверняка узнаете сюжеты оттуда благодаря отсылкам и пародиям, широко растекшимся по всей американской поп-культуре.

Удивительные истории
1985, Фантастика

Телевизионная антология страшилок и фантастических баек, которую по принципу «Сумеречной зоны» собрал и спродюсировал Стивен Спилберг в перерывах между съемками второго «Индианы Джонса» и оскаровского рекордсмена «Цветы лиловые полей».
Сериал стал разминкой для многих известных режиссеров. Сам Спилберг снял два эпизода: пилот про поезд-призрак и сдвоенную серию про чудеса на виражах времен Второй мировой. Мартин Скорсезе отметился ужастиком про писателя, боящегося зеркал, а Клинт Иствуд выступил в жанре костюмной истории про привидение с Харви Кейтелем в образе художника. Отдельного упоминания достойна безумная серия о парике-убийце, которую снял режиссер пятых «Звездных войн» Ирвин Кершнер.

За гранью возможного
1963, Фантастика

Научно-фантастическая антология, в которой в каждой серии по одну сторону инопланетный разум, пришельцы и монстры, а по другую — несчастные люди, доведенные ужасом до предела своих возможностей. Стивен Кинг назвал «За гранью возможного» лучшим научно-фантастическим сериалом в истории, а некоторые существа из «За гранью возможного» переползли в первый «Звездный путь» — о других заимствованиях уже и говорить не приходится.

Дэвид Финчер и Тим Миллер долго лелеяли мечту снять новый фильм по мотивам журнала Heavy Metal — анимационную антологию для больших экранов и взрослых зрителей. Режиссерами фрагментов планировали стать Роберт Родригес, Зак Снайдер и даже Джеймс Кэмерон. Но с Heavy Metal что-то не задалось — проект так и не увидел свет. Вместо этого Финчер и Миллер спродюсировали для Netflix «Любовь, смерть и роботы» — сборник анимационных короткометражек, созданный художниками из разных стран. Как и в случае с комиксами и рассказами, публиковавшимися на страницах Heavy Metal, эпизоды «Любви, смерти и роботов» объединены тематически: это жестокие фантастические истории с неожиданными сюжетными поворотами, зачастую припасенными на самый финал.

Филип К.Дик мало того что никогда не был обделен вниманием кинематографистов, так еще и удостоился сериала-антологии в свою честь. «Электрические сны» были оружием Amazon против «Черного зеркала» в стриминговой войне с Netflix, но, в отличие от конкурента, так и не ушли дальше первого сезона. Впрочем, это все еще любопытный сборник фантастических историй, украшенный приятным актерским составом: Брайаном Крэнстоном, Стивом Бушеми, Джуно Темпл и многими другими.

Рассказы из Петли
2020, Детектив

Оригинальные «Рассказы из Петли» — это иллюстрированная книга (на русском выходила под названием «Байки из Петли») шведского художника Саймона Столенхага. Он специализируется на одном и том же сюжете — сочетании узнаваемых сельских пейзажей с фантастическими образами роботов, таинственных механизмов и даже динозавров. Сериал-антология по мотивам «Баек» от сценариста Натаниеля Халперна здорово ухватывает меланхоличное настроение картин Столенхага — и благодаря этому «Рассказы из Петли» приятно выделяется на фоне обычно саркастичного «Черного зеркала». А еще это просто очень красивый сериал — за что спасибо не только Столенхагу, но и постоянному финчеровскому оператору Джеффу Кроненвету, снявшему первый эпизод, и режиссерам Джоди Фостер, Таю Уэсту («X»), Эндрю Стэнтону («ВАЛЛ*И») и Марку Романеку («Не отпускай меня»).

«Дисней» пригласил несколько японских анимационных студий, чтобы вместе они сделали сборник из девяти короткометражек, объединенных исключительно вселенной «Звездных войн». Пуристы среди фанатов наверняка останутся недовольны многочисленными ретконами, однако «Видения» затевались ради экспериментов во вселенной «Звездных войн» — а их тут навалом. Далеко не все эпизоды вышли стопроцентными удачами, но даже худшие из них по-своему любопытны. Во всяком случае, «мышиной корпорации» результат точно понравился, иначе бы они не выпустили второй сезон год спустя, на этот раз не только с японцами у руля.

Oats Studios
2017, Фантастика

Не совсем сериал, а экспериментальный проект Нилла Бломкампа под эгидой его продюсерской компании Oats Studios. С помощью нее режиссер «Района №9» снял несколько фантастических коротких метров с целью опробовать идеи, из которых потенциально можно сделать полнометражку. Именно поэтому сборник вышел откровенно неровным, особенно Бломкампу не удалась комедийная часть. Однако свои бриллианты в нем все же есть, например, «Ракка» с Сигурни Уивер про вторжение ящероподобных пришельцев и хоррор «Зигота» с Дакотой Фэннинг в духе «Нечто» — монстр оттуда запомнится вам надолго.

Комната 104
2017, Детектив

Бебиситтер согласилась посидеть со странным ребенком — и случилось кое-что невообразимое. Разносчик пиццы остался наедине с женой клиента — и случилось кое-что невообразимое. Эти и другие события объединяет то, что все они происходили в одном и том же гостиничном номере — комнате 104, а жанр каждой серии меняется: от хоррора к комедии. Не то чтобы оригинальная задумка (например, у Дэвида Линча когда-то был схожий по структуре сериал «Номер в отеле»), но довольно остроумное воплощение: создатели шоу «Вместе» и тревожной драмы «The One I Love», любимчики фестиваля «Сандэнс», братья Дюпласс разыгрывают сюжетные головоломки и проводят жанровые эксперименты — но вместе с тем не покидает ощущение, что они еще издеваются над зрителями.

Одиночества
2021, Драма

Сериал шоураннера Дэвида Вейла («Охотники» с Аль Пачино) — еще одна попытка сделать фантастическую антологию. Вейл добавил к формуле деталь — сюжеты всех серий строятся вокруг одного персонажа, который находится… правильно, в одиночестве. Исключение — последняя серия, где количество присутствующих на экране актеров расширяется до масштабной цифры два. В подобных историях все зависит от двух факторов: актерской игры и хорошего сценария. С первым у «Соло» все отлично: главные роли в эпизодах исполняют Энн Хэтэуэй, Морган Фриман, Энтони Маки, Хелен Миррен и Дэн Стивенс. А вот со сценариями, увы, беда. Первая история (с Хэтэуэй) еще может впечатлить нервной мелодраматической энергией, однако следующие эпизоды целятся в куда более сложные цели и стабильно промахиваются. Это классическая беда сериалов-антологий: занятные на бумаге концепции при переносе на экран выглядят огрызками от чего-то большего. «Соло» мог быть лучше, будь сериал театральной постановкой или подкастом. Но в визуальном медиа он вызывает исключительно скуку, несмотря на старания своих талантливых звезд.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все