Москва
21 мая 2024

Самый полный гид по фильмам Дэвида Кроненберга — отца боди-хоррора

Евгений Ткачёв
На 77-м Каннском кинофестивале показали новый сайфай Дэвида Кроненберга «Саван» (в российском прокате — с 10 октября), а «Афиша» разобрала по косточкам и хрящам фильмографию великого режиссера, который считается отцом боди-хоррора.
6.3
Стерео
1969, Фантастика

Полулюбительский полный метр Кроненберга — черно-белая фантастика про опыты над телепатами. Есть закадровый голос рассказчика, но у самого режиссера еще мало мастерства: очень ученическая, студенческая работа, даром что действие происходит в каком-то закрытом университете.

6.2

Минималистичный фильм-близнец «Стерео» (правда, уже цветной!). Смертельная болезнь уничтожила всех женщин, мужчины сходят с ума, а протагонист ищет своего пропавшего учителя. Как и в «Преступлениях будущего» (2022), есть персонаж, отращивающий себе внутренние органы.

6.6
Судороги
1975, Фантастика

Первый настоящий боди-хоррор Кроненберга — про передающуюся половым путем эпидемию в баллардовской многоэтажке. Генетические паразиты, сексуально одержимые зомби, массовая истерия — эротический кошмар, который даст фору экранизации «Высотки» Бена Уитли.

6.6
Бешеная
1977, Ужасы

У попавшей в автокатастрофу девушки после операции вырастает жало в подмышке — и она превращается в кровососущее существо. Анатомия пандемии, раскрашенная в самые ядовитые цвета (лучше — только «Заражение» Содерберга). В главной роли снялась порноактриса.

6.8
Выводок
1979, Фантастика

Самый фемофобский фильм Кроненберга, который он снял во время развода с первой женой Маргарет Хиндсон, когда они никак не могли поделить опеку над их общей дочерью Кассандрой. Кроваво-красный биохоррор — страшнее любого «Крамер против Крамера» и «Брачной истории».

Самая нетипичная картина Кроненберга — спортивная драма про гонщиков (кажется, в фильмографии любого большого режиссера должна быть нехарактерная для него лента про лихачей). На этом фильме великий канадец научился работать на студийном производстве.

6.7
Сканеры
1981, Фантастика

Страшилка про братьев-телепатов, умеющих взрывать головы одной силой взгляда. В отличие от простоватых сиквелов Кристиана Дюге фильм Кроненберга больше, чем жанровое упражнение, которое шокирует зрителей. Это еще и философское размышление, сумеречная зона.

7
Видеодром
1983, Мистика

Во многом пророческий боди-хоррор про новые технологии и старую плоть. Телепродюсер узнает о существовании передачи «Видеодром», которая буквально всасывает его в экран. В животе у главного героя появляется отверстие, похожее на вагину, а в голове — экзистенциальная дыра.

6.8
Мертвая зона
1983, Мистика

Экранизация романа Стивена Кинга про школьного учителя, который после автоаварии стал видеть будущее, и оно ему не понравилось. Коммерческий проект, но с легко узнаваемым кроненберговским почерком.  Один из немногих фильмов режиссера, саундтрек к которому написал не Говард Шор.

7.1
Муха
1986, Фантастика

Самый народный фильм Кроненберга — душераздирающая мелодрама про влюбившегося ученого, который хотел изобрести телепорт, а вместо этого мутировал в муху. Единственный ремейк в фильмографии режиссера, по которому он потом еще поставил оперу: какие страсти!

Гинекологический хоррор про двух врачей-близнецов, между которыми легла актриса с тремя матками. Кроненберг на пике режиссерской формы, а исполнивший сразу две роли Джереми Айронс — актерской. Недавно вышел сериальный ремейк, но он уступает оригиналу. Как и ремейк «Бешеной».

Психоделическая экранизация прозы и жизни писателя Уильяма С.Берроуза — одного из любимых авторов Кроненберга (другой — Джеймс Баллард; см. «Автокатастрофу»). Самому Берроузу фильм понравился. Хотя, возможно, это был не Берроуз, а кто-то, одетый в его плоть;)

6.8
Мадам Баттерфляй
1993, Мелодрама

Снятая по пьесе Дэвида Генри Хвана умная деконструкция оперы «Мадам Баттерфляй» про дипломата, который думал, что влюбился в китайскую оперную певицу, а оказалось, что в идеальную проекцию мужских представлений о женщине. В роли певицы — фантастический Джон Лоун.

6.6
Автокатастрофа
1996, Эротика

Возможно, лучший фильм Кроненберга — удостоенный Особого приза жюри Каннского кинофестиваля 1996 года эротический технотриллер по роману Джеймса Балларда про людей, который заводятся от вида бьющихся автомобилей и травмированных тел. Плоть соблазняет металл.

Последний боди-хоррор Кроненберга в минувшем веке и тысячелетии — крышесносная (с пистолетом, собранным из хрящей!) история про виртуальную реальность, которая вышла одновременно с «Матрицей» и «Тринадцатым этажом». В 1999 году симулякры просто витали в воздухе.

6.7
Паук
2002, Триллер

Самый, пожалуй, фрейдистский фильм Кроненберга — даже более фрейдистский, чем «Опасный метод» про Фрейда и Юнга. Печальная и запутанная (из этих сетей так просто не выберешься!) психодрама про травмированного человека-паука с эдиповым комплексом.

У добропорядочного семьянина после стычки в закусочной внезапно просыпаются навыки киллера. В новом тысячелетии Кроненберг нашел себе новую музу (Вигго Мортенсена) и видоизменил свой стиль. Последний фильм, который вышел на VHS, — последний фильм аналогового мира.

7.1
Порок на экспорт
2007, Триллер

От американской оргпреступности к российской: наколки с куполами на спине и со звездами на коленях. «В питерских „Крестах“ меня звали Пень. За упрямство». Если в «Оправданной жестокости» Кроненберг иронизировал над американскими гангстерами, то в отношении russkiy mafii он предельно, чертовски серьезен. Впрочем, все равно не обошлось без «клюквы», а всем запомнилась исключительно драка в бане (спору нет, эпичная!).

Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг ведут бесконечные беседы в кабинетах, в то время как пациентка Юнга — Сабина Шпильрейн — лечится от зависимости быть отшлепанной. Как Европа пришла к Первой мировой войне? Объясняет Дэвид Кроненберг — на примере опасного метода.

Капиталистическая антиутопия по постмодернистскому роману Дона ДеЛилло про один день из жизни миллиардера-финансиста, который не вылезает из своего лимузина и очень хочет постричься. Но чем дальше он отъезжает от центра Нью-Йорка, тем сильнее погружается в ментальный ад.

Едкая сатира на «фабрику грез» с голливудскими богами и инцестом, достигающая пропорций античной трагедии, — что неудивительно, ведь за сценарий отвечал Брюс Вагнер (создатель сериала «Дикие пальмы»). Кроненберг напалмом жжет лос-анджелесские бульвары и иронизирует над звездами: чего только стоит перформанс Джулианны Мур на унитазе!

Возвращение Кроненберга к корням: саморазоблачительный боди-хоррор про перформера, который отращивает себе новые органы, и его партнершу, которая их удаляет. Кто из них настоящий художник — вопрос открытый, но в одном режиссер точно уверен: «Эволюция — это благо».

Саван
2024, Триллер

Бизнесмен создает фантастичное устройство в виде погребального савана для связи с погибшей женой. Еще одно, как и «Выводок», полуавтобиографическое произведение, в котором Кроненберг грустит о своей второй жене Кэролайн Зейфман, умершей в 2017 году.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все