Москва
4 мая 2021

Мифологический символизм в «Чиках». Как устроен сериал с точки зрения религиозных аллюзий

Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
«Чики» Эдуарда Оганесяна (с 4 мая на СТС) — один из главных отечественных сериалов 2020 года. При этом в конце первого сезона стало очевидно, что бытовая драма в шоу плотно переплетена с религиозной символикой. Публикуем рекап финала с разбором устройства этой аллегории, а также того, что получилось у «Чик», а что пока нет. Внимание: материал предназначается для тех, кто уже посмотрел сериал, и содержит очень много спойлеров!
9
Чики
2020, Мелодрама

К седьмой серии «Чик», когда игра с мифологией и религиозными (преимущественно христианскими и православными) аллюзиями вышла на качественно иной уровень, стало очевидно, что сериал нет смысла смотреть в исключительно бытовом, реалистическом ключе. Что, как и в «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова, перед нами пытаются разыграть библейскую карту. Но если у Крыжовникова основой драматургической конструкции стала притча про двух братьев, Каина и Авеля, то в «Чиках» ситуация более запутанная. Напомним, что по сюжету четыре бывшие проститутки (Жанна, Света, Марина и Люда) пытаются на русском юге открыть фитнес-клуб, но перед ними постоянно встают различные препятствия, которые им подкидывают «патриции» и «гладиаторы» из местного притона «Колизей» (каждая серия заканчивается очередным кошмаром для героинь). Однако, несмотря на массу препон, девушки все равно идут к своей цели. Особенно запуском фитнес-клуба одержима Жанна (Ирина Горбачева). Кажется, что для нее это не просто способ начать жить заново, но и своеобразный ритуал очищения. Для нее фитнес-клуб как храм, в котором она хочет замолить старые грехи. Недаром это место получает название «Афродита» — в честь древнегреческой богини красоты и любви, покровительницы брака и материнства. И хотя героини не говорят о мужчинах («Чики» в этом смысле уверенно проходят «тест Бехдель»), все они хотят найти себе достойного парня и родить детей, кроме разве что Жанны, у которой уже есть сын Ромка (Даниил Кузнец).

Однако чем дальше, тем больше этот «храм» превращается в недостижимую мечту, утопию. Отчасти виной тому становится гордыня Жанны. Из-за того, что героиня Ирины Горбачевой — этакий контрол-фрик, перфекционистка, которая не делегирует полномочий, ее обманут три раза. Сначала арендодатель, который сдаст ей уже проданное помещение. Потом мать Марины, «тетя Наташа» (Виктория Толстоганова), — прирожденная аферистка и искусительница, которая убежит с ее деньгами. Затем местный криминальный авторитет Марик (Мераб Салманов), который пообещает ей денег за то, чтобы она переспала с его племянником, но в итоге, конечно же, наврет с три короба. Символично, что после такой расплаты за гордыню (одного из семи смертных грехов и наиглавнейшего греха в православии) опустошенную героиню ждет своего рода причастие. Ее сын Ромка (вылитый маленький Иисус) предложит Жанне преломить с ним хлеб и выпить вина. (Правда, не до конца понятно, кто в этой религиозной системе координат героиня Горбачевой — то ли Дева Мария, то ли (учитывая ее прошлое) Мария Магдалина.)

Заметим, что если бы героини объединились, то им, быть может, удалось противостоять фатуму, античному року, но этого не происходит, а один, как говорится, в поле не воин (точнее, не воительница). Поэтому Жанна получает от судьбы один удар за другим, в то время как у ее подруг, которые решили искать счастье за пределами «храма красоты», жизнь потихоньку налаживается. Света (Ирина Носова) встречает бедового (три ходки), но доброго Антона (Иван Фоминов), а затем ей снова удается забеременеть, хотя после выкидыша врачи говорили, что она не сможет иметь детей. Марина (Алена Михайлова) устраивается работать в столовую и сходится с Костей (Стивен Томас Окснер) — бывшим возлюбленным Жанны и отцом Ромки. Люда (Варвара Шмыкова), ставшая продавщицей в магазине, находит счастье вместе с братом Марины — полицейским Юрой (Антон Лапенко).

Впрочем, не стоит думать, что у девушек все начинает идти в гору после того, как они отказываются от своей мечты. Дело не в том, что фитнес-клуб в сериале выступает в роли «храма ложного», а церковь — «храма истинного» (православная церковь в «Чиках» такая же утопия, которая не приносит персонажам счастья, не дает ответа на сложные вопросы, а также, например, выступает препятствием для отношений Жанны с батюшкой Сергием (Михаил Тройник) — эта сюжетная линия рифмуется со вторым сезоном «Дряни»). Дело в том, что ответы, видимо, надо искать не в «храме», а внутри себя. Но так ли это? На этот вопрос сериал тоже не дает ответа. К слову, единственная, но, пожалуй, главная проблема «Чик» заключается в том, что первый сезон так и не оформляется в какое-то законченное высказывание, а завершается мощным клиффхэнгером — мостиком ко второму сезону. Все-таки современные сериалы отучили нас от таких жирных многоточий. Сейчас сезон — это, как правило, законченная история с полуоткрытым финалом.

Финал же «Чик» не дарит ожидаемого катарсиса (хотя похожие эмоции можно испытать во время олимпийской схватки двух мужчин в каменоломне — полицейского Юры и казака Данилы (Сергей Гилев), деспота, домашнего абьюзера и главного антагониста сериала, в концовке начинающего усмирять плоть плетью). Из-за всего этого от «Чик» остается двойственное впечатление. С одной стороны, в них все прекрасно по отдельности: актрисы, фактура, витальность (в сериале очень много жизни, растворяющей в себе драматургию), операторская работа (особенно кадры терренс-маликовской евангелической красоты), режиссура Эдуарда Оганесяна. С другой — причинный детерминизм «Чик» пока просто довлеет над героинями, сгущается над ними, как «Тьма», но не более того. Безуспешная схватка с роком? Допустим. Но этой истории две с половиной тысячи лет, в дальнейшем хотелось бы каких-то более радикальных выводов. В общем, представьте себе, если бы вдруг «Звоните ДиКаприо!» оборвался на полуслове. Вот это и произошло с «Чиками».

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все