Отбитый сайфай Дэниелов (так представляется режиссерский дуэт Дэна Квана и Дэниела Шайнерта) победил в 7 из заявленных 11 номинаций и чуть было не попал в «Большую пятерку» (оскаровский рекорд, присуждаемый за победу в пяти основных слотах: сейчас туда входят «Это случилось однажды ночью», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Молчание ягнят»). Такой победы фантастический кинематограф не знал давно, почти 20 лет, когда в 2004 году 11 статуэток забрало фэнтези «Возвращение короля» Питера Джексона (абсолютный рекорд — кстати, помимо «Властелина Колец», 11 «Оскаров» только у «Титаника» Джеймса Кэмерона и «Бен-Гура» Уилльяма Уайлера). Мы уже робко высказали надежду на то, что в скором времени нас, скорее всего, ждет ренессанс фантастики. А здесь скажем о том, что в победе «Всё везде и сразу» нет ничего удивительного.
Во-первых, такого страшно изобретательного, оригинального и безумного сайфая не было давно — кажется, с 1980–1990-х, на которые пришелся второй расцвет жанра (первый — на 1950-е). Во-вторых, несмотря на радикальную форму, картина содержит архаичный месседж, понятный и бумерам-киноакадемикам. Он сводится к поколенческим разногласиям, семейному конфликту матери и дочери, и их последующему примирению. То, что киноакадемия дала «Оскар» фильму Дэниелов, а не славным, но не прорывным «Фабельманам» Спилберга и «Банши Инишерина» МакДоны, говорит о том, что она способна меняться — и не только лелеять прошлое, но и смотреть в завтра, потому что «Всё везде и сразу» — кинематограф будущего уже сегодня. Интересно, кстати, что ни одна синефильская валентинка, посвященная кинематографу (ни «Фабельманы», ни «Вавилон», ни «Империя света»), не получила в этом году никаких наград.
«Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт), «Лучшая женская роль» (Мишель Йео), «Лучшая актриса второго плана» (Джейми Ли Кертис), «Лучший актер второго плана» (Ке Хюи Кван), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж»
В какой-то момент, когда антивоенная картина Эдварда Бергера взяла сразу четыре «Оскара» подряд, даже показалось, что киноакадемия может премировать в основной номинации и «На Западном фронте без перемен», первая экранизация которого взяла главную награду в 1930 году. Однако дело ограничилось только «Лучшим иностранным фильмом». Насколько это справедливо — вопрос дискуссионный, ведь чего не отнять у блистательно поставленного «Фронта», так это актуальности. Тем не менее академики рассудили, что мир (в мультивселенной) важнее войны.
«Лучший иностранный фильм», «Лучшая операторская работа» (Джеймс Френд), «Лучший оригинальный саундтрек» (Фолькер Бертельман), «Лучшая работа художника-постановщика» (Кристиан М.Гольдбек и Эрнестина Хиппер)
Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Фонтан») любит красиво обставлять возвращения актеров в своих фильмах: так, например, было с Мики Рурком в «Рестлере». Только вот Рурк «Оскара» не удостоился, а Брендан Фрейзер — да. В случае Фрейзера, правда, нельзя сказать, где заканчивается его актерский подвиг и начинается качественная работа гримеров, которым удалось превратить артиста в трехсоткилограммового «кита». И хотя «Кит», в отличие от «Рестлера», — не серьезная драма, а манипулятивный эксплуатейшен, все равно порадуемся за Фрейзера, которому удалось вернуться на «большую сцену».
«Лучшая мужская роль» (Брендан Фрейзер), «Лучший грим и прически»
В этом году за всех режиссерок мира пришлось отдуваться замечательной канадской постановщице (а в прошлом и актрисе) Саре Полли, которая сняла постмитушную костюмированную драму про женщин, которым наконец-то дали голос. Академия оценила только то, как было написано это кино.
«Лучший адаптированный сценарий»
С разницей в день «Пиноккио» получил и «Золотую малину», и «Оскар». Подвох кроется в том, что речь идет о двух разных «Пиноккио». В первом случае это uncanny valley («зловещая долина») Роберта Земекиса, во втором — антифашистское высказывание и работа ручной выделки. Гильермо дель Торо исполнил свою давнюю мечту и перенес действие сказки Карло Коллоди в фашистскую Италию: получилось и злободневно, и глубоко.
«Лучший анимационный фильм»