Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
4 апреля 2024

Почему в России не получаются хорроры? Объясняем на примере свежего ужастика «Домовой»

Евгений Ткачёв
В прокат вышел хоррор «Домовой» Андрея Загидуллина — очередная попытка российских кинематографистов снять что-то стоящее в этом непростом жанре. Рассказываем, что (опять) у них не получилось и как на примере «Домового» видны все проблемы российских фильмов ужасов.
7.5
Домовой
2024, Фантастика

Несмотря на то что сама российская жизнь (особенно в последние два года) похожа на хоррор, жанр фильма ужасов все еще с видимым трудом дается российским кинематографистам. Успешные ужастики были (вспомним, например, фильмы Святослава Подгаевского или киносериал «Гоголь»), но только «Вий» в 2014 году собрал больше одного миллиарда рублей. Впрочем, неправильно было бы назвать ту экранизацию гоголевского макабра чистым хоррором. Все-таки он был сделан на стыке с киносказкой, которая, наоборот, нынче приносит исправную, а иногда и вовсе баснословную кассу в казну отечественных производителей и кинотеатров.

В этой ситуации, конечно, напрашивался еще один сказочный хоррор или хотя бы фолк-хоррор — и он не заставил себя долго ждать! В то время как «Летучий корабль» неспешно, но уверенно плывет к своему миллиарду, на экраны выходит страшилка «Домовой», которую так и хочется назвать посконно-лаптевым фильмом ужасов. Собственно, картина уже начинается с того, что брат и сестра Арсений и Варя (Олег Чугунов и Василиса Немцова) живут с бабушкой (Ирина Чипиженко) в натуральной избе: по старинке колют дрова и затапливают печь. Но вот бабушка умирает, и подростки оказываются в детдоме, не особо кому нужные. Шанс на то, что таких взрослых детей, да еще в паре, кто-то возьмет, небольшой. Однако, вопреки всем прогнозам, к ним проявляет интерес странная семейная пара — архитектор Олег (Виталий Кищенко) и его жена Инга (Наталия Вдовина). Они забирают брата и сестру в свои хай-тековые апартаменты, но тут в их доме начинает твориться чертовщина. Такое ощущение, что подростков преследует домовой (Георгий Тополага), о котором им рассказывала еще бабушка. Инга обращается за помощью к знахарке (Роза Хайруллина), которая, по идее, может справиться с духом, но возникает проблема.

Первое, что поражает в фильме, — страшно примитивный сценарий. Абсолютно все сюжетные твисты считываются заранее. Ну правда, они способны удивить разве что только тех зрителей, которые в своей жизни видели полтора хоррора. Другая проблема — отсутствие слаженного актерского ансамбля. Артисты играют кто в лес, кто по дрова — складывается ощущение, что режиссер не умеет или не очень любит работать с актерами. Ну и, наконец, главный фейл картины — отсутствие атмосферы, чуть ли не основного жанрового элемента ужасов. Мы можем не помнить всех сюжетных перипетий «Заклятия», но гнетущий вайб хорроров Джеймса Вана (особенно в «Злом») мы вряд ли когда-нибудь забудем.

Как и многие миллениалы, Андрей Загидуллин вырос на всяких классных жанровых фильмах. Но недостаточно посмотреть тьму крутых голливудских ужастиков, чтобы снять свой. Нужно еще придумать интересную форму. Однако, несмотря на оригинальный сеттинг, «Домовой» производит впечатление дико вторичного и, к сожалению, безыдейного кино. Кажется, мы все это уже видели, причем не по одному разу. Подозрительные родители, беззащитные дети, даже инфернальная Роза Хайруллина — вряд ли что-то из этого способно удивить. Вот если бы опасность исходила, скажем, от детей, как в «Сторожке», в этом было бы хоть что-то оригинальное. Но не такова главная коллизия фильма, в котором буржуазный, а стало быть, европейский образ жизни приемных родителей противопоставляется тому самому посконно-лаптевому укладу, в котором были воспитаны ребятишки. Русский мир — это бабушка, изба, печь и домовой, а все остальное — от лукавого, пришедшего, очевидно, с «загнивающего Запада». Лубочный «Домовой», как и полагается всякому реакционному искусству, предлагает прильнуть к русскими корням, надеяться на добрую славянскую силу, которая не даст в обиду, и держать оборону в избе против чертовых сатанистов, несмотря на то что изба уже давно сгорела, а сатанисты оказались нашими, родными.

«Домовой» похож на второразрядные американские страшилки со стриминга Shudder (имя им легион!), а еще на культовый хоррор «Тыквоголовый» (1988). Только вот он неплохо прошел проверку временем, а «Домовому» это вряд ли грозит. Обидно, что пока на Западе кинематографическая мысль дошла до постхорроров, мы все еще не можем снять самый обычный хоррор. В этом, пожалуй, и кроется настоящий ужас российской киноиндустрии.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все