Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
14 июля 2023

«Седьмая печать», «Осенняя соната»: гид по лучшим фильмам Ингмара Бергмана

Евгений Ткачёв
Сегодня великому шведскому режиссеру, писателю, сценаристу и драматургу Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. С его важными картинами можно ознакомиться в гиде «Афиши».

Быть может, самый «голливудский» фильм Бергмана. За него он получил «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Любимый пациентами, но черствый с родными престарелый врач Исак Борг (Виктор Шестрем) в компании невестки (Ингрид Тулин) едет из Стокгольма в Лунд, чтобы получить премию, а параллельно совершает путешествие во времени и пространстве — но не на самом деле, а в глубинах своей памяти. Как это часто бывает в роуд-муви, путешествие преображает главного героя: под склочным нравом у старика, остро чувствующего приближение конца, обнаруживается доброе сердце. Именно после «Земляничной поляны» возникнет «Вторая жизнь Уве» и другие картины про боевых стариков.

История болезненных взаимоотношений матери, прославленной пианистки (Ингрид Бергман), и дочери (Лив Ульман). «Осенняя соната» примечательна в первую очередь тем, что на этой картине голливудская звезда шведского происхождения Ингрид Бергман впервые поработала с Ингмаром Бергманом (если что, они не были родственниками). Сотрудничество было непростым: характер актрисы был не менее неуступчивым, чем характер режиссера. Бергман фильмом остался недоволен, а Голливудская ассоциация иностранной прессы — очень даже: она вручила ему «Золотой глобус». Быть может, самый существенный недостаток картины кроется в том, что она скроена из фирменных, доведенных до автоматизма бергмановских приемов, однако его голливудской однофамилице удалось вдохнуть в эту механизированную драматургию изрядную толику жизни.

Персона
2021, Триллер

Бергман считал, что первостепенная и отличительная черта кинематографа кроется в возможности отыскивать подход к человеческому лицу. Отсюда в его фильмах столько крупных планов: не только лиц, но и рук. Однажды Бергман очень удивился внешнему сходству между актрисами Лив Ульман и Биби Андерссон. Тогда он решил узнать, что произойдет, когда человек потеряет свою индивидуальность до такой степени, что станет до странности похож на другого и два лица станут одним. Для этого он придумал историю про решившую раз и навсегда замолчать актрису Элизабет Фоглер (Лив Ульман) и приставленную к ней медсестру Альму (Биби Андерссон), которые достигают такой близости, что в один момент становятся единым целым.

Из крестового похода возвращается рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов), а за ним приходит Смерть (Бенгт Экерот). Но прежде чем последовать за ней, крестоносец задаст ворох вечных вопросов и сыграет с ней в шахматы. Этапное кино Бергмана: многие до сих пор считают «Седьмую печать» лучшей работой режиссера. За него швед получил спецприз жюри МКФ в Каннах 1957 году, а придуманный им образ Смерти прочно вошел в мировую поп-культуру (ее узнаваемую фигуру можно проследить вплоть до «Последнего героя боевика», в котором эта мистическая сущность в исполнение Йэна МакКеллена навещала уже Арнольда Шварценеггера). Сам Бергман, впрочем, признавался, что снял «Седьмую печать» главным образом в терапевтических целях: «Когда я вдруг взял и изобразил Смерть в виде белого клоуна, персонажа, который разговаривал, играл в шахматы и, в сущности, не таил в себе ничего загадочного, я сделал первый шаг на пути преодоления страха смерти».

Пока одна сестра (Харриет Андерссон) готовится отойти в мир иной, около ее постели дежурят две другие (Ингрид Тулин и Лив Ульман), но настоящую жалость к умирающей девушке испытывает только служанка Анна (Кари Сюльван). Поздний, радикальный и концептуальный Бергман. Картина состоит преимущественно из двух цветов — красного и черного. Это нестандартное цветовое решение имеет не только эстетическую (режиссер долго не мог понять, как ему снимать цветное кино), но и смысловую нагрузку (красный символизирует собой кровь, черный — траур). За работу над этим фильмом постоянный оператор Бергмана Свен Нюквист получил заслуженный «Оскар», а сам фильм — еще четыре номинации. Достаточно много для столь авторского и бескомпромиссного кино, в котором одна из героинь мастурбирует осколком от бокала — как Изабель Юппер в ханековской «Пианистке» бритвенным лезвием.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все