Москва

Вместо «Тихого места»: современные (почти) немые фильмы

Эдуард Голубев
В прокат выходит сиквел «Тихого места» — одного из самых успешных хорроров последних лет. Как мы помним, главный драматургический прием картины строится на почти полном отсутствии звукового сопровождения — в том числе диалогов. Перед премьерой хоррора Джона Красински «Афиша» нашла еще 13 фильмов, в каждом из которых разговор тоже идет на вес золота.
  • Визионерский эпос от титулованного режиссера, который первым в Голливуде догадался, что космос — синоним одиночества. Открывающие двадцать минут «Одиссеи» играет Штраус, а на экране копошатся обезьяны. Затем сюжет уносит зрителей в космос, где говорить без дела как-то не принято. А заканчивается фильм психоделическим трипом, который уносит происходящее «за бесконечность» и показывает рождение ницшеанского сверхчеловека. Говорить про «Одиссею», не употребив слова «гениальный», «великий», «жанрообразующий», довольно сложно. Действительно, за 50 лет о фильме Кубрика было сказано и написано примерно все, поэтому даже в 2021-м не знаешь, с какой стороны к нему подступиться. Остается только одно — смотреть. И для любой картины это лучшая рекомендация. 

    Подробнее о фильме
  • 6.9
    Слон
    Триллер

    Необходимый дисклеймер: После событий в Казани будьте осторожны с просмотром этого фильма — может триггернуть.

    Остросоциальный кинематографический эксперимент автора «Умницы Уилла Хантинга», посвященный массовому убийству в школе «Колумбайн». В погожий весенний день Алекс и Эрик (Алекс Фрост и Эрик Дьюлен) — два старшеклассника, которые оказались в центре травли сверстников, — приходят на уроки с двумя большими сумками. Дальше действо будет разворачиваться нелинейно. Камера безразлично выхватывает разные аспекты школьных будней: занятия, спортивная тренировка, обед. Но закончится все кровью, криками, смертельной считалочкой. 

    В 2003 году «Слон» получил две пальмовые ветви в Каннах: за режиссуру Гаса Ван Сэнта и лучший фильм. Победа во второй номинации до сих пор кажется спорной — все же тогда в каннском конкурсе участвовал «Догвиль» Ларса фон Триера. Но личный триумф постановщика был вполне заслуженным. Ведь не всякий автор способен перестроить свой киноязык и удариться из конкретики в абстракцию. Поэтому вместо именитых артистов в кадре копошатся настоящие старшеклассники, а действие преимущественно состоит из их импровизаций. Даже странное на первый взгляд название отсылает к древнеиндийской притче о слепых и слоне, толковать которую можно как историю о невозможности познания истины. Поэтому Ван Сэнт лишь документирует реальность (насколько это возможно в игровом кино), показывая один и тот же день с кардинально разных точек зрения, но не пытается разрешить проблемы буллинга и подросткового насилия, ибо они рудиментарны и вряд ли искоренимы. 

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • Зов Ктулху
    Детектив

    В середине 1920-х профессор психиатрии расследует деятельность культа Ктулху — исполинского морского чудовища, владыки миров, которое спит на дне Тихого океана. Пробуждение монстра станет началом апокалипсиса. За свою жизнь мужчина так и не добьется успеха, поэтому завещает все исследования внуку. В свою очередь тот решит поделиться трудами дедушки с миром. Если не знать, что фильм снят в 2005 году, можно подумать, будто этот винтажный хоррор — ровесник «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. Но режиссер Эндрю Леман, который, к слову, является членом Лавкрафтовского исторического общества, снял фильм на цифровую камеру, а затем стилизовал под немецкий экспрессионизм все тех же 1920-х годов. Леман даже придумал название этому методу — «мифоскоп». И это не просто красивый привет эпохе, а точный аудиовизуальный эквивалент хтони, которая творится в книгах Лавкрафта. Может показаться, что «Зов Ктулху» интересен лишь с точки зрения концепта, но в довесок это очень эффектное кино с формой повествования в духе раннего Нолана. Воспоминания, сны, записи в дневниках, пересказ чужого рассказа — каждая мелочь складывается в большое шизофреническое полотно. Но можно ли сохранить рассудок, рассуждая о безумии? Вопрос остается открытым. 

    Подробнее о фильме
  • 8.3
    ВАЛЛ*И
    Мультфильм

    Анимационный шедевр студии Pixar. Робот-мусорщик ВАЛЛ•И безуспешно пытается очистить Землю будущего от мусора. Люди давно улетели в космос, но без них планете куда лучше. Из пересохшей земли даже пробивается первое за сотни лет растение. По удивительному стечению обстоятельств вскоре за ростком из космоса прибывает белоснежный робот-девочка ЕВА, в которую ВАЛЛ•И моментально влюбляется. 

    Бесспорная гениальность Pixar в том, что непонятные даже для многих взрослых темы и высказывания аниматоры превращают в универсальные истории для всех возрастов. Например, о чувствах у роботов написаны сотни научных и художественных трудов, сняты «Бегущий по лезвию» и забытый, но гениальный «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга (который изначально планировал ставить Кубрик). Но никто никогда не думал, что на этот вопрос можно ответить и не впасть в метафизический дискурс, — а у «ВАЛЛ•И» получилось. Здесь отношения пикселей, которые, в свою очередь, претворяются механизмами, показаны настолько чувственно, что неоднократно оммажируемый Вуди Аллен с Дайаной Китон нервно курят на своем родном Манхэттене. Слоган мультфильма гласит: «Любовь — дело техники». И если вспомнить, что Марвин Минский — один из пионеров в области искусственного интеллекта — утверждал, будто любовь — это сбой, который влечет отказ аналитических систем, то отношение к «ВАЛЛ•И» можно описать лаконично: сбой системы. 

    Подробнее о фильме
  • 7.6
    Драйв
    Триллер

    Сверхэстетский триллер, который переоткрыл миру режиссерский талант Николаса Виндинга Рефна и сделал из Райана Гослинга настоящую суперзвезду. По сюжету безымянный главный герой, который работает каскадером в кино (и наемным водителем у грабителей), влипает в бандитскую разборку и пытается выпутаться из нее, попутно помогая начать новую жизнь очаровательной соседке (Кэри Маллиган) и ее малолетнему сыну. Главная прелесть «Драйва» в его ритме. Большую часть картины ни о каких гонках речи не идет. Это, к слову, послужило причиной смехотворного судебного иска. Жительница Мичигана думала, что будет смотреть вариацию «Форсажа», а получила полтора часа переглядок, молчания и разбитых молотком голов под диско-ритмы 1980-х. При этом «Драйв», очевидно, самый зрительский фильм Рефна, который или влюбит в его творческий метод, или отобьет к нему интерес навсегда. 

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • 7.8
    Артист
    Ромком

    Триумфатор «Оскара-2012», который обошел Стивена Спилберга, Терренса Малика и Вуди Аллена, оказался ностальгическим ретрофильмом о конце эпохи немого кино. Его звезда — белозубый плейбой с аккуратными усиками Джордж Валентин (Жан Дюжарден) влюбляется в улыбчивую статистку (Беренис Бежо). Но вскоре мужчина оказывается никому не нужен, а девушка становится звездой. Валентин пытается найти себе новое место в мире. 

    В начале прошлого десятилетия никто и не мог подумать, что режиссер бестолковых и позабытых комедий про агента 117 снимет фильм, который максимально точно передаст фактуру классического Голливуда. Дело даже не в стилизации. Мишель Хазанавичус использует подзабытые художественные приемы: например, важная информация подается через меняющиеся газетные заголовки, как в «Гражданине Кейне», да и основной посыл о том, что погоня за техническим совершенством убивает душу искусства, кажется без иронии пенсионерским. Но в остальном «Артист» настолько обаятельное кино, что сопротивляться его магии совершенно невозможно. В роли волшебника здесь невероятно пластичный Дюжарден, который без устали выбивает чечетку и играет бровями. Смотришь на него и понимаешь — слова тут действительно не нужны. 

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • 7.2

    Нетривиальный пересказ знаменитой сказки братьев Гримм, где вместо волшебства бал правит человеческая подлость. Из средневековой Германии действие было перенесено в Испанию первой половины XX века, Белоснежка оказалась дочерью тореадора по имени Кармен (Макарена Гарсия), а семь гномов — бродячими цирковыми карликами. Режиссер Пабло Бергер также не побоялся изменить финал истории и стилизовать визуальную часть под черно-белое немое кино. Получилось, безусловно, любопытно. В свое время «Белоснежку» часто сравнивали с «Артистом», который вышел годом ранее, но сейчас сходство картины Бергера с «Лабиринтом Фавна» Гильермо дель Торо кажется куда очевиднее. И там и там девочка с добрым сердцем оказывается в жестоком мире, который в итоге ее сломает. Страшно? Да! Несправедливо? Тем более! Но этот процесс называется взрослением. И это не так уж плохо. 

    Подробнее о фильме
  • 7.6
    Любовь
    Драма

    Самый пронзительный и чувственный фильм Михаэля Ханеке, благодаря которому великий австрийский циник получил вторую Золотую пальмовую ветвь, что, к слову, невиданная роскошь для Каннского смотра. Восьмидесятилетние супруги Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива) спокойно доживают свой век. Но однажды утром у Анны случается инсульт, затем второй. После неудачной операции женщину парализует, она начинает терять рассудок, но перед этим умоляет мужа ни за что не отдавать ее обратно в больницу. Жорж начинает лично ухаживать за супругой, но постепенно сам сходит с ума от навалившейся ответственности, клаустрофобии — почти все события происходят в интерьере парижской квартиры — и, конечно, любви. К 70 годам Ханеке удалось перестроить свой творческий метод и достичь эталонной простоты — как в музыке его любимого композитора Шуберта, которая периодически звучит в фильме фоном. Никакой сложносочиненной структуры, постмодернизма, заигрываний с контекстом и высоких разговоров о Боге — лишь до боли жизненный процесс неостановимого умирания. Но сердцем происходящего все равно является Жан-Луи Трентиньян. Великий французский артист уже сталкивался со смертью, пережив обеих своих дочерей: Полин задохнулась в колыбели, а Мари раскроил череп ревнивый любовник. Поэтому полное страдания и скорби лицо Трентиньяна, особенно в страшнейшем финале, — не просто удачное попадание в образ, а личный опыт, который находится за пределами искусства и делает «Любовь» одним из главных фильмов вообще. 

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • Однажды ночью в шотландский Глазго прилетает инопланетное существо с внешностью Скарлетт Йоханссон. Задача пришельца — притворяться миловидной дурочкой, знакомиться с мужчинами, заманивать их в полуразрушенный дом и перерабатывать в питательную биомассу для обитателей далеких звезд. Остальную часть фильма Йоханссон (или Нечто в ее теле) молча рассекает на белом фургоне под долбящий электронный саундтрек. В титрах указано, что «Побудь в моей шкуре» — экранизация фантастического романа Мишеля Фабера «Под кожей». Но сходство между произведениями прослеживается лишь в основных сюжетных линиях: инопланетянка, которая превращает людей в пищу. В остальном картина визионера Джонатана Глейзера («Сексуальная тварь», «Рождение») даже не столько кино, сколько видеоинсталляция (или почти двухчасовой музыкальный клип Massive Attack, благодаря которым режиссер прославился в Голливуде). В центре внимания — тело неподражаемой Йоханссон, которая изображает безэмоциональную оболочку чего-то неопознанного. Ее взгляд холоден и суров, как шотландский пейзаж, движения механистичны, а фразы (кроме ключевой: «Поехали ко мне») лишены смысла.

    Такой подход создает какое-то необыкновенное ощущение документальности происходящего. И лишь раз Глейзер намеренно рушит созданную им же конструкцию, передавая яркий художественный привет Дэвиду Линчу. В какой-то момент Йоханссон встретит мужчину, который болен нейрофиброматозом, что делает его похожим на Джона Меррика — «Человека-слона». Не будем рассказывать, что случится дальше, но эта ключевая сцена в картине в очередной раз доказывает, что режиссеров-фантастов (тут можно вспомнить и раннего Спилберга, и «Прибытие» Дени Вильнева) интересуют не инопланетяне, а отраженные в их глазах люди. 

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • 6.6
    Мебиус
    Драма

    До тошнотворного кровавый слешер от южнокорейского мастера киноэкстремизма — Ким Ки Дука. Сюжет прост и остр, как лезвие ножа. Жена узнает об измене мужа и пытается его кастрировать. Но, получив отпор, вымещает злобу на сыне-подростке. Движимый чувством вины, супруг оскопляет себя сам и даже пытается пришить член отпрыску. Естественно, ничего не выходит, поэтому теперь мужчины ищут вожделенный оргазм, что впутывает их в пучину безумия. Подано вышеописанное в духе абсурдистских комедий дель арте. При этом «Мебиус» можно было бы смело называть немым фильмом — диалогов здесь нет вообще. Но событиям постоянно сопутствуют крики, стоны, оры и хлюпанья разных телесных жидкостей. Важно понимать, что никакой притчевой глубины и второго дна здесь нет. С точки зрения математики лента Мебиуса — неориентируемая поверхность, которая ведет в никуда. В фильме все окажется точно так же. Однако в процессе следить за витиеватыми изгибами сюжета мало где интереснее, чем у Кима. 

    Подробнее о фильме
  • 7
    Ида
    Драма

    Субтильная черно-белая драма о Боге, боли и польском коллаборационизме. В начале 60-х молодая послушница Анна (Агата Тшебуховская), которая всю жизнь провела в монастыре, перед тем как стать монахиней, приезжает в Краков к тете, где узнает, что ее настоящее имя — Ида Лебенштейн, а ее биологические родители погибли во время холокоста. Девушка решает найти их останки, чтобы похоронить согласно еврейскому обычаю. В 2013 году «Ида» обошла «Левиафан» Звягинцева и получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Настроением картина Павла Павликовского похожа на работы Ингмара Бергмана, а стилистически не обошлось без раннего Милоша Формана с его «Черным Петром». При этом «Иду» нельзя назвать вторичной. Впрочем, выдающейся тоже. Это просто хорошее кино, которое оставляет после себя лишь чувство грусти за искалеченный войнами XX век. 

    Подробнее о фильме
  • 7.6
    Выживший
    Приключение

    После трагикомического «Бердмэна» оскароносный мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту снял сверхсерьезный вестерн о мести и силе человеческого духа. История Хью Гласса — легендарного траппера, который выжил в битве с медведицей и полуживой прополз по землям индейцев, — в «Выжившем» рифмуется с экологическим посылом и оммажами к Андрею Тарковскому. Но больше всего зрителям запомнился Леонардо Ди Каприо, который три часа всячески страдал и даже ночевал в потрохах лошади. Эта роль разрушила мнимое проклятие — и Лео наконец получил заветный «Оскар». Статуэтки также достались режиссеру и, без экивоков, гениальному оператору Эмманюэлю Любецки, который единственный в мире может снять небо так, что кажется, будто оно сейчас рухнет всем на головы. 

    Подробнее о фильме
  • Единственный фильм в списке за авторством женщины-режиссера оказался то ли экранизацией, то ли переосмыслением нуарного романа Джонатана Эймса. Бородатый силач Джо (Хоакин Феникс) раньше служил в морской пехоте и в ФБР, а теперь калечит и убивает тех, кто позволяет себе издеваться над детьми. Однажды влиятельный сенатор нанимает громилу, чтобы тот спас его похищенную дочь из борделя для богатых педофилов. Джо молча и хладнокровно (в ходе освобождения ключевым инструментом выступает молоток) выполняет заказ. Но когда он находит политика мертвым, то понимает, что ввязался в дела очень серьезных людей.

    Эту историю легко представить в виде триллера («Заложница») или боевика («Джон Уик»). Однако на поверку фильм Линн Рэмзи оказался гипнотической драмой о душевных страданиях. Саспенса и трупов здесь предостаточно. Но камера не смакует насилие, а отворачивается от него, уступая место воображению зрителей. В то же время на первом плане разворачивается смесь из галлюцинаций, «Пса-призрака: Путь самурая», «Таксиста» и психотерапевтического сеанса. По удивительному стечению обстоятельств фильм также рифмуется и с «Джокером». При этом мазохистской рефлексии у Рэмзи куда больше, чем в картине Тодда Филлипса. Пока Артур Флек неуклюже целится в себя из револьвера и пинает мусорные баки в подворотне, Джо душит себя полиэтиленовым пакетом и закидывается нейролептиками. Еще одна гениальная роль Феникса, которая доказывает, что наблюдать за психопатами — чуть ли не главное развлечение нового миллениума. 

    Подробнее о фильме