Новая выставка в Шереметевском дворце приурочена к 150-летию оперного певца Федора Шаляпина. Она располагается в двух залах Парадной анфилады. Первый посвящен ярким детским впечатлениям: в фотографиях Казани и ее пригородов, мемориальных вещах, картинах Кустодиева и Левитана предстает мир, зародивший в Шаляпине любовь к театру и сцене. А во втором зале собраны сценические образы певца — Мефистофель, Борис Годунов, Иван Грозный, Дон Кихот, — запечатленные на полотнах Кустодиева, Головина, Бенуа, Серова и других известных художников. А также его роскошные сценические костюмы, шаржи и эскизы невоплощенной мечты — певец хотел построить для артистов на скале Пушкина в Крыму «Замок искусства». Как уже давно завелось в музее, выставка сопровождается аудиоспектаклем: посетители услышат фрагменты воспоминаний и писем Шаляпина и, конечно, его неповторимый голос.
В Зимнем дворце открывается новое экспозиционное пространство — Галерея графики, где раз в четыре месяца будут сменяться выставки западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Их в собрании Эрмитажа более 600 000, но демонстрируют публике их нечасто: графика быстро выгорает и ветшает вне хранилища. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям. Первая выставка посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, поэтому на ней собрали шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более 100 листов Дюрера, Пармиджанино, Гольциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.
В Музее-квартире Куинджи проходит выставка, посвященная восприятию образа Италии в русской и западноевропейской графике 1860–1920-х годов. Эта страна для России и Европы всегда была «землей обетованной», связанной с историей и искусством античности, Средних веков и Ренессанса. Это влияние можно проследить в графике художников Павла Чистякова и Александра Бенуа, архитекторов Карла Рахау и Германа Гримма, а также в фотографиях с видами итальянских городов — Генуи и Венеции, — выполненных на рубеже XIX и XX веков. Естественно, что главными сюжетами итальянских работ становятся памятники древности и эпохи Возрождения, а также «классическая» природа и мифология этой страны.
В Музее-квартире Римского-Корсакова целый год продлится проект, посвященный «пернатым» персонажам из оперы, балета и драмы. Любовь к птицам композитору привила мать, в их доме обитали попугаи, канарейки, снегири, дрозды. Позже, где бы ни находился Римский-Корсаков в весенне-летнее время, он всегда вслушивался в пение птиц, подробно описывал их виды, расшифровывал и записывал птичий щебет, а затем использовал эти темы в своих сочинениях. Всего в них упоминается около 50 названий птиц, «пернатые» персонажи встречаются в спектаклях других авторов. Соловей, Жар-птица, Ворон, Павлин, Царевна Лебедь, Золотой петушок и птица Сирин — на выставке они представлены на театральных эскизах Коровина, Бакста, Бенуа, Ларионова, Судейкина. Также можно будет узнать о жизни этих птиц и их прообразов в природе и сравнить реальное пение с музыкальной интерпретацией.
MYTH Gallery объявила, что теперь каждое лето хочет проводить групповые выставки, посвященные разным художественным медиумам. Дебютная сконцентрирована на графике — выставка объединяет семь художников и арт-групп, в творчестве которых графика занимает важное место наравне с живописью, скульптурой и инсталляцией. Например, Людмила Баронина представляет новые акварели, вдохновленные утопией Уильяма Морриса, а работы Петра Кирюши созданы с помощью нового для него рисования непрерывной линией. Акварельная серия арт-группы «МишМаш» посвящена проживанию тревожных моментов, а Лиза Бобкова фиксирует на кальке переход в состояние информационного шума, намекая на обилие новостей и сводок.
В выставочном пространстве «Третье место», расположившемся в атмосферном особняке XIX века, проходит кураторский проект Алексея Масляева. Выставка тематизирует понятие «встреча»: человека с другим человеком, животным, иной самостью, с искусством, местом, природой и самим собой. Представленные работы Дмитрия Курляндского, Алексея Корси, Евгения Гранильщикова, NONSNS представляют собой ситуации и опыт, которые вовлекают зрителей в качестве полноправных участников художественного процесса. А также согласуются с идеей, что произведение как материальный объект не является самоценным, и наиболее волнующим нас обстоятельством встречи с искусством выступает скрытый за ним человек.
К сезону белых ночей в петербургском музее-квартире Блока собрали картины Петра Гамаюнова, в которых запечатлено это романтичное явление. Будучи директором Института дизайна костюма и заведующим кафедрой живописи и рисунка, в свободное время он также любит изображать природные красоты России. На выставке представлены пейзажи Карелии, Ленинградской области и других районов Северо-Запада России, в которых с помощью игры цвета и глубины пространства художник мастерски передает магию белых ночей.