Исторический, Драма |
14+ |
Андрей Прошкин |
20 сентября 2012 |
20 сентября 2012 |
2 часа 9 минут |
orda-film.ru |
1357 год от Рождества Христова. На пост царя царей и хана Великой Орды приходит Джанибек (Дакаяров), сын ханши Тайдулы (Хайруллина), задушивший собственного брата (Панин), а потом объявивший, что тот подавился бараньим хрящиком. Когда Джанибек начнет готовиться к наступлению на Москву, его мать внезапно ослепнет, и придется искать средство, как ей помочь. Заговоры не работают, медицина и верблюжий навоз — тоже. Останется последнее средство: в Москве, говорят, живет митрополит Алексий (Суханов), святитель и чудотворец, способный при помощи молитв излечить любого, кто к нему обратится. Алексия вместе с комическим помощником (Яценко) призовут в Орду, но чуда, вопреки ожиданиям, поначалу так и не случится.
История, знакомая по житийным канонам, — в обмен на все-таки случившееся чудо Орда отменила поход на Москву, а через некоторое время сама себя и уничтожила, сгорев во внутренних междоусобицах, — рассказана сценаристом Юрием Арабовым и режиссером Андреем Прошкиным с изрядной обстоятельностью. Восстановив на экране столицу Орды Сарай, документальных сведений о которой почти не осталось, Прошкин превращает ее в фантастический город, филиал ада на земле, где правят грязь, кровь и полное отсутствие порядков, где чужестранному волшебнику сначала хлопают, а потом превращают его в кровавое месиво за то, что он ненастоящий. Где не едят, а жрут, не любят, а е…утся, где реальной властью обладает не слабохарактерный хан, а Мальдорор в женском обличье. На этом зловещем фоне разворачивается совсем другая история — сложного пути русского народа, данная глазами митрополита Алексия, через боль и унижения нашедшего путь к вечности. Безупречно придуманная историческая фантазия дышит морализаторством, не пытаясь разобраться в проблеме, а последовательно сшибая с ног громкими заявлениями. Чудо не случается просто так, его надо выстрадать, заявляют через своего героя Прошкин с Арабовым, не оглядываясь на тот факт, что никто с ними, в общем-то, не спорит. Он не критикует, а поучает, не анализирует, а обстоятельно рассказывает, что, для того чтобы победить врага, достаточно исключительно силы духа. «Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?