Биография крупнейшего мошенника 60-х Фрэнка Эбегнейла (Ди Каприо), который, не достигнув и 19-летия, успел обналичить поддельных банковских чеков на два с половиной миллиона долларов. Изящное жульническое приключение — одновременно и мелодрама о самоидентификации, этакая бергмановская «Персона», переведенная на язык поп-арта. Спилберг и Ди Каприо достигли полной творческой и финансовой свободы, теперь их не догонишь.
Биография, Драма, Криминальный |
12+ |
Стивен Спилберг |
25 декабря 2002 |
13 февраля 2003 |
2 часа 21 минута |
Фрэнк Эбегнейл-мл. был самым молодым человеком, попавшим в списки особо разыскиваемых ФБР преступников. В 1967-м, когда его поймали, ему было всего 19 лет. На тот момент он успел обналичить фальшивых банковских чеков на $2,5 млн, внедриться под видом пилота в авиакомпанию PanAm, поработать заместителем главврача в больнице, занять должность помощника прокурора, и все это без какого-либо специального образования - Фрэнк, сбежавший из дома в 16 лет, не закончил даже среднюю школу. Однако ж успел две недели попреподавать: когда его перевели в новую школу, он сообщил одноклассникам, что будет учить их французскому языку, и принялся расставлять отметки. История Эбегнейла завершилась совсем уж неожиданным кульбитом, но рассказывать об этом сейчас нельзя: финал приключений Эбегнейла - это теперь и финал нового фильма Стивена Спилберга "Поймай меня, если сможешь", снятого по эбегнейловской автобиографии. В фильме рассказано об одиннадцати годах жизни Фрэнка - с пятнадцати до двадцати шести.
Конечно, 28-летний Ди Каприо мог вернуться в кино только с такой ролью. В роли 15-летнего подростка он стопроцентно убедителен. Он по-прежнему такой же, каким мы полюбили его в "Гилберте Грейпе" и "Жизни этого парня". Вихрастый, любопытный, смешливый и непосредственный. Возможно, кризис Ди Каприо был связан с тем, что биологически он уже созрел для того, чтобы играть роли молодых мужчин, а на уровне психики остался подростком. Он чувствует себя на шестнадцать, поэтому Фрэнк - его лучшая роль за последние семь лет. В роли мальчишки он предельно естественен; зато взрослого, 26-летнего Фрэнка - с опущенными плечами и потухшим взглядом - он играет нарочито театрально, как выдумку. Вместо того чтобы повзрослеть на самом деле, он попросту сыграл взрослого в кино.
Для Спилберга история Фрэнка тоже личная. Пока в банках орудовал мошенник Эбегнейл, сам Спилберг, не завершив высшего образования и не имея режиссерских навыков, мошенничал на киноплощадке. Известно, что он представился режиссером Кэри Гранту и небрежно пригласил его на ужин в дорогой ресторан. Так началась самая блестящая режиссерская карьера в послевоенном американском кино.
Сегодня Спилберг - владелец крупной кинокомпании - чувствует себя свободным как никогда; в "Поймай меня, если сможешь" это особенно заметно. Для каждого нового сюжетного поворота он придумывает свой, особый стиль воплощения, сталкивает несовместимые эстетики - китч телеигры с импровизацией французской "новой волны", статичность салонной мелодрамы с трюкачеством эксцентрической комедии. Каждый раз это работает. Легче всего сравнить этот фильм со стандартной мошеннической лентой 60-х годов - но Спилберг не опускается до копирования фильмов вроде "Розовой пантеры", а создает свое, ни на что не похожее кино. Как и в развлекательных фильмах 60-х, в нем есть непредсказуемый сюжет, правдоподобные мошенничества, бодрый секс, тотальная гламурность, музыка easy listening, тема человеческого одиночества, мысль о невозможности смириться со штукой под названием жизнь, мысль о том, что избежать жизненной драмы можно, только играя в жизнь, как в театр; экзистенциальная драма взаимоотношений заигравшегося игрока и ускользнувшей от него действительности - бездна вещей, сумма которых и есть великое кино. И пусть говорят, что это хоть и качественная, но развлекательная пустышка. В 40-50-х годах то же самое современники говорили о фильмах Хичкока.