Opus magnum Линча (у которого, впрочем, что ни опус, то магнум) — трехчасовой, снятый на бытовую «цифру» фильм про актрису (Дерн), которой кажется, что все не то, чем кажется.
Детектив, Триллер, Драма |
16+ |
Дэвид Линч |
6 сентября 2006 |
5 июля 2007 |
2 часа 52 минуты |
Голливудская актриса Никки Грейс (Дерн) готовится к съемкам, хотя заглянувшая на чай соседка (Забриски) убедительно советует не ввязываться, а режиссер (Айронс) предупреждает, что это ремейк польского фильма, съемки которого были остановлены, потому что все актеры умерли. Никки пожимает плечами, ее партнер (Теру) презрительно ухмыляется — но не им решать. Скоро они забудут свои имена и провалятся в ад: там не действуют законы физики, один фильм становится другим, на диване сидят люди в костюмах кроликов, кто-то вытаскивает из живота отвертку, а завтра на самом деле было вчера.
Свет прожектора бьет по глазам, игла фонографа скрежещет по пластинке. Дальше — три часа то ли прогулки по ночному кошмару, то ли прямой трансляции из подсознания Дэвида Линча, почти бессюжетный набор эпизодов, организованный по принципу зеркального коридора; бенефис Лоры Дерн, которой режиссер велел найти вход, но не объяснил, куда именно. Кино распадается на миллиард тусклых пикселей, сменивших глянцевое линчевское изображение, кровь мешается с кетчупом, а после смерти на тротуаре «Аллеи славы» камера отъедет назад, обнаружив людей с микрофонами, и кто-то закричит «Стоп, снято!» Во «Внутренней империи» все обсессии Линча сходятся, чтобы показать, как легко нам удавалось отделаться раньше. Эта головоломка, кажется, не предназначена для того, чтобы складываться. Ее логика не обусловлена ничем, кроме кинематографичности — языка, на котором ее автор разговаривает с миром. Линч, еще в «Синем бархате» начавший сталкивать объективную реальность с силами инфернального зла, постепенно подбирался к ним все ближе: если в «Малхолланд-драйве» выяснялось, что Черный Вигвам находится в Голливуде, то «Внутренняя империя» и вовсе выходит за рамки экрана, перенося эту реальность в зал. Ужас — в самой природе кинематографа, меняющейся сущности, сотканной из лжи. Оказавшись по воле автора подопытными, блуждающими среди бесконечных павильонов его съемочной площадки, мы беспомощны, как Лора Палмер: нет ни входа, ни выхода — это кино уже идет внутри нас.