Драматический |
Мария Эйткен |
«39 ступеней» — первый случай, когда на нашу сцену переносится развлекательный спектакль (до этого так переносились только мюзиклы). Первоисточником сюжета служит шпионский роман, написанный в 1915 году репортером «Таймс», будущим генерал-губернатором Канады Джоном Баканом. Главный герой Ричард Хэнней случайно ввязывается в историю государственного масштаба и, проявив чудеса смелости и смекалки, спасает Великобританию от утечки стратегически важной информации. В 1935-м Альфред Хичкок снял на этот сюжет одноименный триллер, введя в него любовную линию: в какой-то момент Хэнней оказывается скованным одной цепью (буквально) с бдительной патриоткой и, проведя с ней день и ночь, влюбляется. Еще позже, в середине девяностых, двое британских комиков сделали на основе фильма Хичкока комедийное шоу, а в 2005-м их идею развил актер и комедиограф Патрик Барлоу. Его комический детектив, выдержанный в стиле британского ретро, с успехом кочевал по сценам лондонского Вест-Энда, после чего добрался до американского Бродвея, где и идет до сих пор под титулом «Самый длинный и самый забавный спектакль выходного дня». Там его и увидел продюсер переноса Дмитрий Фикс.
«Самый длинный», если быть точным, означает сто минут чистого сценического действия, которое исполняют всего четверо артистов. Главного героя играет Дмитрий Щербина, всех женщин разом — Анна Якунина, а двое комиков, Макс Шахет и Александр Горшков из труппы Театра на Юго-Западе, исполняют почти сотню эпизодических персонажей — констеблей, шпионов, злодеев, добропорядочных британцев и даже пожилых леди. Для поминутной смены масок им требуются скорости, которыми у нас владеют разве что в «Сатириконе», но артисты так стараются, что есть надежда — когда-нибудь в их игре помимо расторопности появится еще и ненатужность. И тогда, не выезжая из Москвы, можно будет составить представление о хваленых Вест-Энде и Бродвее и расстаться с иллюзиями на их счет. Потому что (это не новость, конечно, и наша родная антреприза тому пример) «39 ступеней» лишний раз подтверждают: коммерческий театр — это театр бедный. Он не может позволить себе пьесу на два десятка актеров, сложных характеров, мудреных декораций, не говорю уж об идеях. Он просто обязан быть забавным — иное ему не по карману.