Драматический |
16+ |
Валерий Белякович |
1 августа 2006 |
2 часа 10 минут, без антракта |
На днях я наткнулась в одной соц.сети на статью о том, как Лев Николаевич Толстой не любил Шекспира. Это был отрывок из книги Александра Митты "Кино между адом и раем". Митта рассказывает о разнице между прозой и драмой. Мне очень понравилось, как он объясняет эту разницу. Проза - это кинофильм, где прописаны звуки, шорохи, запахи, мысли. Драма - это пульсирующее сердце, которое и через триста лет живое.
"Толстой предлагает роман-кинофильм, а Шекспир сочиняет сердце истории. Вы берете это сердце в руку – оно и через триста лет живое. Шекспир пишет пьесу, потом собирает артистов и говорит:
– Ребята, вот история, давайте вместе разовьем ее в спектакль. Не будем мелочиться: воткнем в сцену палку, на табличке напишем «лес», на другой – «замок». Пусть зритель досочинит, довообразит.
Толстому это решительно не по душе. Но тысячи режиссеров умирают от счастья, когда могут идеи Шекспира развить и превратить в свои. К энергетическому ядру Шекспира прилипает все талантливое. Каждый найдет свое развитие. Для этого и работает драматург: он пишет не для читателей, а для артистов. Итог работы – спектакль, кинофильм, сериал."
По-моему, гениально.
Режиссер, прочитав пьесу, видит в ней то своё, что трогает его больше всего. Как раз об этом говорила Карина Дымонт на нашей экскурсии по выставке "Юго-Запад - Планета Беляковича".
Актеры воплощают в жизнь гениальный замысел автора и режиссера. Но добавляют свой жизненный опыт и свою душу.
А каждый из нас, сидящий в зале, видит что-то своё, близкое и понятное в данный период жизни.
Поэтому, наверное, есть удивительное волшебство и таинство в театре. Каждый спектакль живой и неповторимый, и можно ходить на один и тот же спектакль и раз за разом получать новое откровение.
Такое долгое вступление у меня к рассказу о спектакле "Карнавальная шутка" потому, что мне хочется рассказать о нем не как о каком-то легком музыкальном и танцевальном действе, а об истории, которая трогает до глубины. И, как и все спектакли на Юго-Западе, не дает покоя.
Пьесу "Трактирщица", по которой поставлен спектакль "Карнавальная шутка", написал Карло Гольдони в 1753 году. Гольдони - венецианский драматург, был адвокатом и всю жизнь с юности увлекался театром. Пьесу "Слуга двух господ" я очень хорошо знаю по фильму "Труффальдино из Бергамо" и очень люблю с детства.
Так вот, пьеса "Трактирщица". На первый взгляд легкая история о Мирандолине, которая умеет влюблять в себя мужчин.
В гостиницу, которой управляет Мирандолина (Карина Дымонт) и помогает ей официант Фабрицио (Алексей Матошин), приезжает кавалер Рипафратта (Олег Леушин). Кавалер терпеть не может женщин, считает всех вероломными, жадными, льстивыми обманщицами. Мирандолину это оскорбляет. И она решает отмстить кавалеру.
Но не просто отомстить, а разбить его сердце, уничтожить волю, завладеть его разумом. Заставить его ЛЮБИТЬ!
Все это разворачивается на фоне карнавала. Гости в гостинице танцуют и поют. Хитрят, обманывают, веселятся.
Двое представителей венецианского общества и его олицетворение - граф и маркиз. Оба влюблены в Мирандолину. Маркиз Форлипополи (Андрей Санников), разорившийся аристократ постоянно "дарит" Мирандолине свое покровительство. Граф Альбафиорита (Константин Курочкин), разбогатевший купец, который купил себе звание графа, дарит дорогие украшения. И Мирандолина принимает все, чтобы не обидеть. "Святая, святая!"
Две актрисы - Розетта (Илона Барышева) и Кончита (Елена Шестовская) играют свои роли светских дам. И есть хочется, и танцевать, и любви. Прекрасные, легкие, смешные!
Еще одна парочка героев, которые не оставляют равнодушными - это слуга кавалера Леопольд (Вадим Соколов) и Чичита (ее должна была играть Ольга Авилова, но она в этот день отправилась спасать спектакль "Укрощение строптивой" во МХАТ им. Горького в постановке Валерия Беляковича. Ее замечательно, талантливо, смешно сыграла Любовь Ярлыкова).
И вот теперь представьте сцену юго-запада в цветах и ярких огнях! Это КАРНАВАЛ!
Яркие огни Венеции, маски, смех, веселье, конфетти.
Звучат хиты итальянской музыки - Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Ricchi Poveri. Хочется петь и танцевать вместе с актерами. Очень много шуток и по-настоящему веселых моментов. Мы смеемся от души. Иногда проскальзывают такие шутки типа "Пойдемте выпьем вина, мне привезли санкционного из Греции".
В этом карнавале по-настоящему живет Мирандолина.
Прекрасная Мирандолина. Неземная Карина Дымонт.
Карина играет не просто телом, мимикой, голосом. Она играет душой. В ней и боль, и страсть, и любовь. Как будто мудрость всех женщин, живущих на Земле, в ней одной сконцентрировалось.
Ей удалось выиграть эту партию у кавалера. Но, мне кажется, очень большую цену она заплатила за минуты триумфа.
Кавалер, считающий себя выше всяких этих чувств и оттого уязвимый. Вот она - цена высокомерия. Сначала ты считаешь себя лучше всех, водрузив на голову корону. А потом падаешь в пропасть и разбиваешься вдребезги.
Горделивость сменяется юношеской влюбленностью, лекгостью, а потом иллюзии уничтожают волю и разум.
"Карнавальная шутка" - спектакль многослойный. Это только поверхностно он кажется легкой шуткой, комедией. На самом деле пьеса - целый клад, который можно перечитывать несколько раз. А спектакль в постановке Валерия Романовича - этот самый клад, который приобрел форму, цвет, свет, блеск, эмоции, чувства, движения, музыку. Заиграл, ожил, запульсировал.
Вначале ты смеешься, ты расслаблен, ты одурманен яркостью карнавала.
В конце тебя, такого безоружного, застают врасплох ударом под дых. И вот там больно, в районе солнечного сплетения, и сердце тоже болит, и в горле ком.
Глаза... глаза Карины... Я никогда не забуду этот взгляд.
Сказка не закончилась. Карнавал продолжается! Жизнь продолжается, и через триста и больше лет кажется, что все случилось недавно, все случилось сейчас. И можно еще что-то исправить.
Все также бьется сердце этой истории, потому что есть наш любимый театр на юго-западе , есть наши любимые актеры и в каждом есть луч света гения Валерия Романовича Беляковича.
Спасибо ВАМ за все!
Замечательный спектакль. Такое ощущение праздника, веселье, шутки, это в первой половине спектакля, а потом все оборачивается лирическим финалом, в котором Оле г Леушин и Карина Дымонт так достоверно и пронзительно изображают любовь, в которую невозможно не поверить. Все актеры играют с полной самоотдачей. Приятно и интересно посмотреть.
Сюжет комедии К. Гольонни «Трактирщица» всем знаком. История основывается на приключениях Мирандолины, привлекательной и умной молодой женщины, которая унаследовала от своего отца гостиницу во Флоренции и управляет ею с помощью своего слуги Фабрицио.
Валерий Белякович поставил в своем Театре на Юго-Западе спектакль «Карнавальная шутка» по ее мотивам, виртуозно вплетя в сюжет комедии карнавал и прекрасно обыграв его.
В спектакле царит атмосфера праздника, в нем много танцев, шуток, безудержного веселья.
Гирлянды лампочек здесь охватывают даже зрительный зал – ведь мы пришли на карнавал!!!
Очень оригинальные костюмы (придуманы самим В. Беляковичем) – такие яркие и при этом все в разную полосочку.
А чего стоит музыкальное оформление спектакля – «Золотые хиты Сан-Ремо»!!! Да под эту музыку душа непроизвольно разворачивается!!!
Легкая, веселая, сыгранная в гротесковой форме комедия позволяет хоть на два часа забыть о своих заботах и проблемах. И это было здорово!!!
Есть такое понятие – амплуа актера. Трагик-комик, Счастливцев, Несчастливцев. И, действительно, во многих театрах его придерживаются. Но к Театру на Юго-Западе это не имеет никакого отношения! Его артистам подвластно все!!!
Мне посчастливилось видеть Карину Дымонд во многих спектаклях. Не так давно я была просто потрясена ее игрой в «Маленьких трагедиях». А как пронзительно она исполнила роль Нины Заречной в чеховской «Чайке»!
И вот в «Карнавальной шутке» уже совершенно другая Карина - веселая, обольстительная, а уж хитрющая (!!!) хозяйка гостиницы МИРАНДОЛИНА, ловко манипулирующая своими постояльцами.
Алексей Матошин, запомнившийся мне своими ролями в «Фотоаппаратах» и все той же «Чайке» (лучший из виденных мной Треплевых!!!) - здесь искрометно играет слугу ФАБРИЦИО, глядя на которого невольно в голове крутятся слова из другой комедии - «Фигаро здесь, Фигаро там…» (и как это имея в труппе такого актера, театр до сих пор не поставил на него «Женитьбу Фигаро»???)
Владимир Курцеба – да с его лицом и статью ему бы только одних коварных любовников играть (что он, правда, и делает), так нет, не побоялся здесь показаться смешным и нелепым в роли незадачливого кавалера РИПАФРАТТА, надменного женоненавистника в начале спектакля, не устоявшего, однако, перед искусными атаками Мирандолины. Браво!!!
Отдельная «песня» спектакля – просто шикарный дуэт нищего маркиза ФОРЛИПОПОЛИ (Андрей Санников) и богатого графа АЛЬБАФЬОРИТА (Константин Курочкин), тщетно пытающихся завоевать Мирандолину. Оба дурачились от души на радость зрителям и были, как всегда, просто великолепны!
Ольга Авилова блистала даже в такой маленькой роли, как служанка ЧИЧИТА.
Совершенно очарователен здесь и слуга кавалера - ЛЕОПОЛЬД (Вадим Соколов).
Тоже хороший у них получился дуэт!
Немного подвели, на мой субъективный взгляд, только две актрисы, они же баронесса ОРТЕНЗИЯ и графиня ДЕЯНИРА (Илона Барышева и Елена Шестовская), вот их героиням я здесь «не верю»…
Отель полон бездельников , которым лишь бы повеселиться и приударить за кем-то.
Самый очевидный вариант - хозяйка гостиницы.
Она умница , красавица , но не комсомолка!
А значит может жестоко подшутить , не думая о последствиях.
Вокруг неё увиваются:
-маркиз , с долгами , но давним титулом.
-граф , в первом поколении. Денег много , но он их легко тратит.
Собственно завязка и начнётся со ссоры этих двух господ за означенную даму.
Мы , не обладая математическими способностями , понимаем , что постоялый двор нужен маркизу , как никому другому , но любовь зла.
И тут является , нет , не козёл , но занятый делом жизни (на земле) биолог , которому не до собственных любовных нужд - ведь всё это химия , за которой так забавно наблюдать и критиковать , когда она властвует над другими.
Но , это карнавал , с него так просто не сбежишь , и страсть , как вирус , овладевает всем и всяким.
А тот , у кого на это дело аллергия , первым и подхватит любовный недуг.
Театр на Юго-Западе , как всегда , скромен в декорациях , но берёт талантом.
Друзья , я всего на 2 часа освежилась в карнавальной карусели , а как заново родилась.
Спасибо Вам , снимаю шляпу , чтобы голову подержать в холоде.=)
«Трактирщица» — комедия в трёх действиях, написанная венецианским драматургом Карло Гольдони в 1753 году, но ее ставят до сих пор во многих театрах мира, и Театр на Юго-Западе не стал исключением. Здесь эта пьеса идёт под названием «Карнавальная шутка».
И такое название очень уместно, ведь действие пьесы происходит во Флоренции, где карнавалы проводятся с незапамятных времён. Если вы хотите окунуться в атмосферу праздника, лёгкости и веселья – добро пожаловать на спектакль «Карнавальная шутка»!
Вы окажетесь во Флоренции в гостинице очаровательной Мирандолины (Карина Дымонт), в которую влюблены поголовно все её постояльцы – и мужчины, и даже женщины. Маркиз ФОРЛИПОПОЛИ (Андрей Санников) и Граф АЛЬБАФЬОРИТА (Константин Курочкин) борются за внимание прекрасной Мирандолины, прельщая её своим покровительством и подарками, в неё влюблён её слуга Фабрицио (Алексей Матошин), и тут вдруг появляется еще один интересный мужчина – молодой Кавалер РИПАФРАТТА (Владимир Курцеба). Он утверждает, что он мизантроп и ненавидит женщин, но проходит всего несколько дней – и вот он уже без ума от хозяйки гостиницы. И только дворянская гордость заставляет его убеждать всех вокруг, что его влюблённость в Мирандолину – всего лишь «карнавальная шутка».
Чистое наслаждение наблюдать, как умная и обходительная женщина буквально на глазах зрителей влюбляет в себя гордого и самонадеянного вельможу. И так приятно, когда героя-любовника играет по-настоящему молодой и красивый мужчина! И как всегда в Театре на Юго-Западе, великолепно играют не только актёры, исполняющие главные роли, но и второстепенные персонажи. Чего стоит только Ольга Авилова, играющая Чичиту! Буквально не отвести глаз!
Спасибо актёрам Театра на Юго-Западе за прекрасное настроение в преддверии весенних праздников!