Фоторепортера Сару Гудвин (Чулпан Хаматова) привозят из Багдада в Нью-Йорк полуживой: она подорвалась на бомбе. Джеймс, ее коллега и бойфренд (Сергей Юшкевич), клянется поставить ее на ноги. Они вместе прошли через войну, теперь им придется присмотреться к мирной жизни. Их старый друг (Александр Филиппенко) являет им пример для подражания, женившись и родив ребенка. Пьеса американца Дональда Маргулиса в постановке Евгения Арье, как и предыдущий спектакль Арье — «Враги. История любви», — образец того, каким должен и мог бы быть московский театральный мейнстрим.
Драматический |
16+ |
Евгений Арье |
Фоторепортера Сару Гудвин привозят из Багдада в Нью-Йорк полуживой: она подорвалась на бомбе. Джеймс, ее коллега и бойфренд, клянется поставить ее на ноги. Они вместе прошли через все, какие только есть, войны, пережили ее клиническую смерть — теперь им поневоле придется присматриваться к мирной жизни.
Имя Евгения Арье, премьеру которого сыграли в «Современнике» на весеннем фестивале «Черешневый лес», овеяно ореолом героизма. Он был из тех сотен тысяч, кто в девяностых уехал из страны, — и среди тех единиц, кто не растворился бесследно. У Арье в малом зале «Маяковки» шел «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», спектакль, на который ломилась вся Москва, — а он подался в Израиль основывать новый театр. Арье уехал по приглашению самого Натана Щаранского, причем не один, а с группой учеников. В 1991-м они открыли «Гешер», год спустя заиграли на иврите, а вскоре добились того, чего не удавалось алимам из России ни в одной из областей, — их оценили сабры. Для полноты картины Арье следовало бы годы спустя совершить триумфальный камбэк. И он таки совершил его — поставил в Москве совершенно замечательный спектакль «Враги. История любви» в том жанре, который за неимением точного определения называют театром для людей. Инсценировка романа Башевиса-Зингера рассказывает о польском еврее в Америке после войны, который мог бы сказать о себе и своих трех женщинах: «Войну пережили — теперь бы мир пережить». В апреле драматическое жюри «Золотой маски» вручило Арье специальный приз с формулировкой «за гуманизм».
Новая работа Арье в «Современнике» пожиже «Врагов», хотя в ней та же тема, те же лица — и она тоже вызывает уважение. Семен Пастух перекрыл сцену стеклянной покатой крышей нью-йоркского лофта. Время от времени, отгораживая ею актеров от зрительного зала, он ставит публику в щекотливое положение вуайеристов, подглядывающих за чужой жизнью. В главных ролях, как и во «Врагах», Сергей Юшкевич и Чулпан Хаматова. Их экстраординарному союзу противопоставлена нормальная пара — бильдредактор в Сарином журнале (Александр Филиппенко) и его юная подруга Мэнди (Дарья Белоусова). Наблюдая их, Сара и Джеймс окончательно определяются в своих жизненных сценариях: он будет растить своих детей, а она будет охотиться за кадрами, где чужие дети умирают на глазах у матерей, — с риском для собственной жизни, слыша упреки в заработках на чужой смерти, с мыслью о том, что все должны это видеть, чтобы такое не повторялось. К чести автора пьесы американца Дональда Маргулиса, он не преувеличивает насчет истинных мотивов героини. Не делает этого и Чулпан Хаматова: их Сара редко думает об общественной значимости своей работы — просто она родилась для войны. К несчастью для всех, она не останется без работы.