Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
31 июля 2023

Высотки, звезды и закаты: любуемся Москвой на снимках Николая Рахманова

В Музее Москвы открылась выставка классика отечественной цветной фотографии Николая Рахманова. Коренной москвич много путешествовал по СССР, но больше всего любил снимать столицу. Рассказываем о знаковых кадрах и принципах работы мастера — увидеть экспозицию можно до 6 ноября на Зубовском бульваре. 

Первые кадры 

У классика отечественной фотографии Николая Рахманова первая камера появилась еще в 11 лет. «Кодак Брауни» 1905 года ему подарил отец — Николай Рахманов-старший, театральный композитор, дирижер и страстный фотолюбитель. Первым местом работы будущего мастера был ТАСС, куда он попал в 1953 году в качестве фотокорреспондента, когда провалил вступительный экзамен на операторский факультет ВГИКа. Первые наставления в профессии он получил здесь же, от редактора Петра Клячко: «Не думай, что снимают фотоаппаратом, снимают головой и сердцем».

Следующие пятнадцать лет Рахманов работал фотокорреспондентом. Именно в эти годы он снял самые запоминающиеся черно-белые жанровые кадры, героями которых становились обычные москвичи — таксисты, продавцы книг и мороженого, рыбаки и регулировщики, строители. Чаще всего он выбирал темы и героев случайно: шел по улице, видел интересный сюжет, снимал. Однако некоторые жанровые снимки он делал по заданию редакции. Например, портреты работников производств и известных личностей, таких как балерины Майя Плисецкая и Галина Уланова.

Биография Москвы

За годы своей работы Рахманов объездил многие уголки Советского Союза и России, снимал города, людей, природу. И даже бывал за границей: в 2003 году получил орден замка Локкенхаус за съемку австрийских замков. Но главной музой Рахманова всегда оставался город, где он родился и прожил всю жизнь, — Москва. В одном из интервью фотограф признался, что снимает Москву как портрет любимого человека. 

Черно-белый период в его профессиональной карьере закончился в 1966 году, когда Рахманов перешел на работу в «Радио и телевидение» — один из немногих цветных изданий того времени. Ни мороз, ни дождь, ни труднодоступность точки для съемки не мешали сделать задуманный кадр. Хотя Рахманов снимал по всему городу, для выставки кураторы отобрали сразу несколько кадров Кремля и Красной площади — они особенно притягивали мастера. Подобно увлечению Клода Моне Руанским собором, Рахманов запечатлевал Верхоспасский собор днем, ночью, летом и зимой. На протяжении лет он повторял и другие сюжеты и ракурсы, поэтому на его снимках можно проследить полноценную фотографическую биографию Москвы — города света, цвета и высоких точек. «Многие считают, я снимаю архитектуру. Нет, я снимаю городской пейзаж. Архитектура — неотъемлемая его часть, но я стараюсь вдохнуть в кадр поэзию, вводя в него собственные ощущения», — говорил Николай Рахманов.

Круговая панорама

Особенно сильно Николай Рахманов любил снимать город с высоты птичьего полета — никакой специальной техники у него для этого не было. Именно он первый запечатлел Москву с колокольни Ивана Великого высотой 81 метр. Однако еще большим экстримом была съемка круговой панорамы Москвы в 1979 году со строительных лесов вокруг колокольни — ее реставрировали накануне Олимпиады-1980. Рахманов находился на крошечной площадке два на два метра, расположенной выше креста. Такого никто не делал больше ста лет: последний раз круговую панораму города с гульбища Храма Христа Спасителя в 1867 году снял фотограф Николай Найденов. В тот памятный солнечный и ветреный день Рахманов снял 16 кадров, которые затем превратились в пятиметровую панораму, которую напечатали в виде календаря «Внешторгиздата» в австрийском издательстве «Шерер и Набгольц». 

Звезды Кремля

Еще одна визитная карточка Рахманова — фотографии кремлевских звезд. Коменданты допускали его к самым уникальным точкам съемки. Например, чтобы снять звезду на Водовзводной башне, он поднимался на нее по лесам, причем последние метры — по узкому лазу наверх, без верхней одежды, в то время как на лице уже была холодная осень. Но во время работы он становился просто железным — не чувствовал ни жары, ни холода, был весь поглощен делом. И это того стоило — приближенные объективом Рахманова красные звезды поражают своим масштабом и величием.

Особый взгляд 

Со временем Николай Рахманов понял, что для его задач необходим объектив с фокусным расстоянием 800 мм. Камеры для такой оптики в СССР не было, поэтому ее фотографу изготавливал на заказ инженер Курчатовского института Борис Машков. Так в 1985 году у Рахманова появилась техника с корпусом из авиационной фанеры, которому не страшны ветра. Спереди у нее стоял объектив Carl Zeiss Apo-Planar 800 мм f/10 с затвором, отсекавшим свободную и одну моментальную выдержку 1/50 с. Большинство фотографий, представленных на выставке в Музее Москвы, сняты именно этой камерой.

 

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

8.6
Николай Рахманов. Цвет московской фотографии
Фотография
Закончилась 6 ноября 2023, Музей Москвы

Подборки Афиши
Все