Суть работ Таус Махачевой всегда была связана с Дагестаном — это и отсылки к мест ным традициям, и боль за музеи, и кулинарные ироничные игры. На выставке будут представлены самые, пожалуй, красивые ее видеоработы — с танцующим перформансистом около развалин старого города, канатоходцем, переносящим картины через пропасть, собственными перформансами в образе дагестанской женщины-супергероя, а также авторская коллекция советских вывесок и документация связанных с едой перформативных проектов.
Видео, Современное искусство |
Побывал на этой выставке чисто случайно, так как она находится в одном здании с "Модернизмом без манифеста" (настойчиво, кстати, рекомендую).
Творчество Таус, даже в контексте современного искусства, показалось мне как минимум спорным, как максимум - не совсем предназначенным для музейной экспонации. Приведу пример: большое количество её деятельности - видеоролики, скажем, один из экспонатов - 15-ти минутный ролик про человека на вершине горы, демонстрирующего своими позами (точнее, призванного продемонстрировать, согласно замыслу художницы), набор каких-то понятий о Дагестане, его развитии и месте в течении истории современной цивилизации... В современном слэнге есть прекрасное выражение "Ну такое", и лучше и не скажешь - и концепт абсолютно непрозрачный и формат совсем не музейный: в рамках выставки демонстрируется почти десяток роликов, что требует от посетителя либо глубокого предварительного погружения в контекст Таус (в этом случае ему будет неинтересно, ибо он всё это уже видел) либо два часа только на знакомство с этим небольшим пластом её творчества (маловероятное событие).
Компенсацией за все эти видеострадания служат: а) отличная подборка надписей (ОГРОМНЫХ. ЖЕЛЕЗНЫХ. КОЛОРИТНЫХ) снятых с кафе, ресторанов, ипподромов и заправок и б) великолепная подборка оригинальных старинных открыток "Типы Кавказа" с суровыми рядовыми горцами, их волоокими невестами и небольшими сценками из повседневной жизни 18хх-19хх годов.
В целом, хочу сказать, что отдельно на данную выставку (зная её контент) я бы не пошёл, но раз она получается "бонусом" к очень и очень достойному "Модернизму без манифеста" - вполне можно рекомендовать заглянуть на этаж как минимум за открытками и вывесками.