Шарлотта Генсбур в роли потерявшей мужа австралийской женщины должна выбрать между молодым сантехником и деревом, где, по мнению ее дочери, обитает душа отца.
Драма |
14+ |
Жюли Бертуччелли |
3 марта 2010 |
11 ноября 2010 |
1 час 40 минут |
thetreefilm.com |
В живописной глухомани австралийского штата Квинсленд нескладная англофранцуженка Дон (Генсбур) после пятнадцати лет счастливого брака неожиданно остается молодой вдовой с четырьмя детьми на руках: ее муж-австралиец (Янг), мускулистый дальнобойщик, перевозящий цельносборные коттеджи, на пятой минуте фильма умирает от инфаркта. Младшая дочь (Дэвис), белокурый ангел с тяжелым взглядом капрала, решает, что душа отца переселилась в нависающее над домом гигантское фиговое дерево, с чем Дон до поры до времени не спорит, частью по покладистости, частью от тайной надежды, что так оно и есть. Дерево — которое тут практически главная звезда — тем временем начинает разрушать дом ищущими воду корнями. Пришедший чинить развороченную канализацию водопроводчик (Чокаш) оказывается хорошим и надежным мужчиной — но у девочки и, судя по всему, у дерева имеются против него существенные возражения.
Австралийка Бертучелли работала ассистенткой Иоселиани на «Разбойниках, глава седьмая», а потом даже сняла свой первый полнометражный фильм про грустную грузинскую семью — но второй у нее получился прямо-таки исключительно австралийским. «Дерево» — не только и не столько история про преодоление боли утраты и уж точно не дамский магический реализм с переселением душ. Прежде всего это фильм про европейского человека, который привык к прочным каменным стенам вокруг себя, но попал в страну, где дома ездят по дорогам, дырку в потолке просто занавешивают брезентом, а природа тысячью способов вмешивается в семейную жизнь: в унитазе живут лягушки, по кухне мечется летучая мышь, тяжеленная ветвь норовит придавить тебя прямо в кровати — да и смерть мужа тоже кажется чисто природной катастрофой. Шарлотта Генсбур выдающимся образом играет перемешавшиеся в ее отношениях с природой любовь и ненависть — желающие проводить аналогии с «Антихристом» могут начинать прямо тут, если не сделали этого раньше. Впрочем, это занятие в конце концов оказывается бессмысленным, а «Дерево», при всей своей девичьей чувствительности, оборачивается фильмом более чем самоценным — во многом из-за финала, в котором вместо сентиментального хеппи-энда мы видим героиню в состоянии, балансирующем на грани между просветлением и посттравматическим шоком. Последний взгляд в зеркало заднего вида Дон бросает на сцену полного разгрома ее прежней жизни — но отчего-то крепнет уверенность, что на самом деле она обуздала все силы туземной стихии, из которых самой опасной оказалась маленькая девочка с богатым внутренним миром.