Мелодрама |
14+ |
Р айан Мерфи |
12 августа 2010 |
7 октября 2010 |
2 часа 13 минут |
letyourselfgo.com |
Большеротая блондинка Лиз (Робертс) — дама такого сорта, что, куда бы она ни пришла, всюду горит много свечей, — пережив ничем особо не спровоцированный крах отношений с чересчур необязательным мужем (Крудап) и чересчур независимым юным любовником (Франко), в поисках душевного равновесия отправляется в мировое турне по странам на букву И. Культурные приоритеты расставляются еще в прологе, сразу и жестко: решившись с тоски помолиться Богу и получив от него ответ «Иди спать», Лиз немедленно отправляется выяснять отношения с мужем, зато ценное указание индонезийского целителя «Не смотри на жизнь через голову» выполняется ею буквально и подробно на протяжении всех 133 минут фильма. В Италии она, натурально, ест (в переворачивающей душу сцене заказывая весь ассортимент траттории зараз), прерываясь только на покупку джинсов на несколько размеров больше и признание в любви к собственной пицце. Раскрепостившись таким образом физически, она переезжает молиться в индийский ашрам, где учится не засыпать во время медитации, мыть полы и прощать себя, последнее — под руководством техасского пенсионера (Дженкинс), добрые советы из которого сыплются безостановочно, стоит ему открыть рот. Наконец, на индонезийском острове Бали Лиз добивается синтеза духовного и телесного, попав под джип сентиментального бразильского бизнесмена (Бардем) и немедленно полюбив его всем своим раскрывшимся миру сердцем.
Экранизация главного американского нон-фикшн-бестселлера последних трех с половиной лет (188 недель в списке The New York Times) — в своем роде примечательное достижение: чистая функция пособия по самоусовершенствованию, лишенная каких-либо стыдливых оберток вроде «романтической комедии» или «познавательного тревелога». Если ваши проблемы, по вашему мнению, схожи с проблемами нью-йоркской журналистки Элизабет Гилберт (а предлагаемые ею в своих мемуарах решения не вызывают у вас истерического хихиканья) — скорее принимайте позу лотоса у киноэкрана. Всем остальным, однако, «Е.М.Л.» специально не дарит ничего, кроме быстро тающей надежды, что все происходящее — убийственная сатира на сознание эпохи постмодерна. Скажем, в самом финале, вроде бы уже расщедрившись на стандартный киноприем с гонкой между признанием в любви и улетающим самолетом, авторы не допускают никакого драматизма на ВПП и после просветляющего разговора с восточным мудрецом просто забывают о самолете, заставляя его растаять в воздухе дымом от ароматической палочки. Что уж там самолет — даже тот факт, что двое главных героев фильма называют героиню один хомячком, а другой зайчиком, смотрится не попыткой выстроить сюжетную рифму, а просто глупым совпадением. Можно, конечно, сказать, что именно так и выглядит жизнь, — но тогда уже хотелось бы увидеть в фильме ключевую сцену из жизни самой Гилберт: посещение офиса ее издателей для получения аванса за книгу «Ешь, молись, люби», на который она и проездила целый год. Так и реализма было бы больше, и общедоступной поучительности: умеют же люди устраиваться.