Новый фильм Юхо Куосманена («Самый счастливый день в жизни Олли Мяки») — финско-российская копродукция, взявшая в этом году гран-при жюри в Каннах. По поводу того, почему эта маленькая и страшно обаятельная картина получила такой большой приз на главном кинофестивале планеты, можно строить самые разные догадки, но наиболее убедительными выглядят два предположения. Во-первых, действие в фильме происходит практически в самоизоляции (а это чувство теперь знакомо каждому). Во-вторых, она обладает волшебным утешительным эффектом, дарит веру в то, что все будет хорошо. Согласно нехитрому сюжету финская студентка Лора (Сейди Хаарла) садится в поезд до Мурманска, чтобы в краю вечной мерзлоты посмотреть петроглифы. В попутчики ей достается гоповатый русский парень Леха (Юрий Борисов), от которого она сначала вешается, но чем дальше поезд уносит эту парочку вглубь России, тем сильнее растет привязанность между ними.
Драма |
16+ |
Юхо Куосманен |
25 ноября 2021 |
1 час 47 минут |
Странно читать восторженные отзывы, они сильно преувеличены. Обычная сценка из жизни, сюжет настолько нехитрый - его просто нет, сценарная канва «Купе номер шесть» подсмотрена в любом из купе обычного поезда дальнего следования на русский север. Противостояние пассажиров, собранных в одном купе на два дня дороги. Парень явно не сильного интеллекта, пьяный, курящий и с быдловатой усмешкой досаждает финскому «Синему Чулку» - рыхлой финской девушке-лесбиянке, уехавшей от своей «половины», и звонящей ей с каждой станции с ненужными словами, поскольку разговаривает по-русски она плоховато, диалоги «рубленые», с паузами.
И этот пассажирский антагонизм доброго русского быдла мужского пола и финского археолога «на своей финской волне» трансформируется за два часа в любовь-привязанность, но такую нелогичную и пытающуюся оправдать свое одиночество, что хочется вскочить посреди зала с криком Станиславского «Не верююююю!!!!»
Вообще, фильм хочется почти с самого начала посмотреть в убыстренном темпе, полотно «размазано» на два часа, и что режиссёр - финн, видно с самых первых кадров.
Сходите лучше посмотреть другой фильм, который идёт сейчас в прокате - «День мертвых» с Агриппиной Стекловой и Александром Палем - вот воистину гениальное кино, «проходящее» сквозь тебя чувствами и слезами героев до кончиков твоих пальцев.
Этот фильм навеял мысли о разности слоев общества, о том, как человеку трудно превзойти свой уровень, но в то же время как же всем хочется лучшей жизни. По сути, главная героиня и ее попутчик в схожем положении - она пытается дотянуться до общества своей московской светской девушки, а он - до нее - загадочной иностранки с интеллектом и принципами. Схожая роль этих героев и способствует тому, чтобы, чтобы они присмотрелись друг к другу, а также к себе - действительно ли мой внутренний цыпленок хочет того, что я делаю все это время? (про цыпленка - это как раз фраза из фильма).
Повествование в неспешном ритме, в ритме покачивания поезда, кто любит динамику и экшен - вам не сюда.
Нежное кино об одиночестве и о том, как иногда возможно рассмотреть случайного человека, когда мимолетная встреча в поезде, зимой, в неприкаянное время, может принести в твою жизнь нечто неожиданное.
«И стоило жить, и работать стоило»
Фильм добрый, но на любителя. Если ждать шумных сцен, то их нет. Фильм заставляет думать, а это видимо сложно для некоторых. И если о картине разные отклики от положительных, до отрицательных- надо смотреть.