Эмир Кустурица ходит к Диего Марадоне в гости, беседует о жизни и любви, навещает папу, играет в футбол. При этом режиссер в кадре появляется чаще, чем футболист, а уж говорит — так просто вдвое больше. Из фильма можно узнать, какие у Марадоны дочери (очень симпатичные) и что Марадона думает о Буше (ничего хорошего), но что за человек Марадона — остается не до конца ясным. Есть тут, конечно, моменты абсолютной истины, но в них заслуга Кустурицы уж точно минимальна: это нарезка лучших голов Марадоны — вот это действительно космос, феерия, пир духа; и страшно подумать, что звездный мальчик, про которого даже родной брат говорит, что он марсианин, и нелепый грузный мужик, который ходит в футболке «Fuck Bush» и лезет обниматься с Уго Чавесом, — это одно и то же лицо; и вся история, которую вольно или невольно рассказывает Кустурица, — это в конечном счете про то, как Бог спустился на Землю, да так и не придумал, чем бы на ней заняться.
Документальный |
12+ |
Эмир Кустурица |
28 мая 2008 |
1 час 30 минут |
«Пригласи меня на танго, Марадона, побеседуем о жизни и любви», — пела двадцать лет назад Анне Вески. Эмир Кустурица в новом фильме делает ровно то, что Вески прописала: ходит к Марадоне в гости, беседует о жизни и любви, навещает папу, играет в футбол; танго тоже присутствует. Назвать это кинобиографией Марадоны, пожалуй, невозможно — режиссер в кадре появляется чаще, чем футболист, а уж говорит — так просто вдвое больше (в основном глубокомысленные банальности: «Танго — это танец, в котором соединяются Эрос и Танатос» и т.д.). Из фильма можно узнать, какие у Марадоны дочери (очень симпатичные) и что Марадона думает о Буше (ничего хорошего), но что за человек Марадона — остается неясным. Зато многое становится понятно про режиссера Кустурицу. У него очевидно получается — и всегда получалось — снимать семью: когда в кадре появляются разнообразные братишки-дочурки, как будто дополнительные софиты включаются, а кадры семейной хроники, под которые Марадона поет песню о своей нескладной жизни, — вообще самое вдохновенное, что есть в фильме. Кустурица отлично ловит комическое в обыденной жизни: тут есть эпизод в ночном клубе, где прямо перед Кустурицыным носом танцуют две телки в стрингах, а сам маэстро, отвернувшись, смотрит по телевизору футбол, и тут хозяин клуба начинает ему выговаривать, что, мол, как же так, девушки обижаются, — ну это чистый дядюшка Грга. При этом интересно нынешнему Кустурице совсем другое — интересно делать идиотские анимационные заставки, где картонный Марадона побеждает картонного Блэра, интересно разговаривать про то, какой Буш подонок и как Америка всех душит, — и вот в эти минуты они с Марадоной выглядят так, будто читают написанный кем-то другим (Никитой Сергеевичем?) текст, нещадно притом переигрывая. Есть тут, конечно, моменты абсолютной истины, но в них заслуга Кустурицы уж точно минимальна: это нарезка лучших голов Марадоны — вот это действительно космос, феерия, пир духа; и страшно подумать, что звездный мальчик, про которого даже родной брат говорит, что он марсианин, и нелепый грузный мужик, который ходит в футболке «Fuck Bush» и лезет обниматься с Уго Чавесом, — это одно и то же лицо; и вся история, которую вольно или невольно рассказывает Кустурица, — это в конечном счете про то, как Бог спустился на Землю, да так и не придумал, чем бы на ней заняться.