Душным мадридским вечером 1802 года герцогиня Альба принимала высокородных гостей по случаю помолвки своей племянницы. Весь вечер хозяйка, первая красавица и модница испанского двора, находилась в состоянии крайнего возбуждения, а после обеда провела сотрапезнков в мастерскую живописца Гойи, где рассказала о ядовитых свойствах некоторых красок. После чего гости разошлись по комнатам поодиночке, как будто нарочно для того, чтобы лишить себя алиби: через полчаса герцогиню найдут отравленной насмерть. Сейчас концов уже не найти: то ли исторический факт вдохновил Агату Кристи на создание одного из лучших своих романов "Пять поросят", то ли автор фильма решил увязать историю с сюжетом классического детектива. Так или иначе, британский детективный ребус смотрится чужеродно в испанских кринолинах 200-летней давности. Живописный стиль съемки, с погребальным равновесием черного и золотого цветов и полумраком, как в исторических эпизодах "Ассы", никак не настраивает на разгадывание убийственных шарад. Режиссер Бигас Луна прославился секс-комедиями "Окорока и ляжки" и "Золотые яйца", где весь интерес концентрировался в органах, вынесенных в заголовки. В реконструкции событий, предшествовавших убийству, Луна особенно напирает на тот факт, что герцогиня первой среди испанок депилировала себе причинное место. Остальная знать то и дело запускает ей и друг другу руки под юбки или панталоны и что-то там тискает, перебирает пальцами, пощипывает, выскабливает. Эротоман Луна совершил для себя в "Махе" губительную ошибку, запихав историю круговой похоти в жесткую схему детектива, а самый интересный ему анатомический аксессуар - под десять слоев старинной одежды. Наверняка Луна обрел бы былое легкое режиссерское дыхание, кабы достал все наружу, оттянул крайнюю плоть детективной интриги и пальнул бы в зрителя бессмысленными зажигательными оргиями. А так - выставил себя закомплексованным рукоблудом с мокрыми штанами.
Первый раз посмотрела фильм куском, по телевидению, по какому-то продвинутому кабельному каналу. Тогда ещё Пенелопа Крус была не извесна широкому зрителю и мне она показалась - самим совершенством (я из-за неё-то, фильм и хотела просмотреть).
В итоге, заказала себе лицензионный диск и вот оно свершилось посмотрела...
Надо заметить, что с тех пор 10 лет прошло...
Я успела прочесть "Гойя, или Тяжкий путь познания" Лиона Фейхтвангера, впечатлиться и как-то представить себе эту историю.
Почему-то подумала, что рассказ будет о художнике и герцогине. Оказалось, что в основе, лежит совсем другое произведение.
Пенелопа, потрёпанная "голивудской желтой прессой" уже той - загадочной испанкой, не воспринимается. Сюжет - а есть ли? Жанр - детективом, не назовёшь - вяло, эротика - хм, не впечатлило, драма - слишком комичны все главные персонажи. Так-то, вроде всё красиво, и декорации и сами актёры и природа, но послевкусия - никакого.
Гойя, по-началу, я подумала, показан уже оглохшим, и меня удивило, что вдруг, на реплику, он что-то уместное ответил. А Катарина Альба - такая яркая и интересная персона, выглядит жалкой, стареющей нимфоманкой, которая идёт на политические интриги, ради бывшего своего "увлечения", с сомнительной перспективой вернуть его. Хотя кто знает, может всё так и было, но мне в любом случае, история Фейхтвангера - ближе.