Драма |
Джим Шеридан |
13 сентября 1990 |
1 час 50 минут |
Картина о простых британских трудягах от сохи, что с раннего утра до позднего вечера горбатятся на клочке земли, некогда бывшей каменистым болотом, но нынче хоть на открытку. Они – семейство МакКейбов. Старший, по прозвищу «Бык» (Ричард Харрис) – суровый, но справедливый. Его сын Тад (Шон Бин) – с виду вроде ничего, но слегка придурковат, если присмотреться. С ними ошивается еще и почти полный дурачок Берд О’Доннел (Джон Херт). И вот оказывается, что вдова, которая владеет этим полем, планирует его продать. Конечно, поле нужно выкупить, но проблема не только в том, что в деревне объявляется давно уехавший в Америку Питер (Том Беренджер), который при деньгах и может выкупить поле в собственное пользование, но и в том, что у вдовы на МакКейбов зуб. И, если с «американцем» как-то справиться можно, то против человеческой злости и страха с вилами не пойти. Простой и крепкий, как тысячелетний кусок гранита фильм от Джима Шеридана.
Джим Шеридан, в принципе, любил и умел снимать фильмы про жестоких по природе своей людей, которые стали такими не по прихоти собственного характера или от скуки, а потому, что выкованы ударами железного молота, брошены в ледяную воду и обдуты всеми ветрами. Однако лучшие его работы были созданы при участии Дэниэла Дэй-Льюиса и, если к исполнителям, звездам этого фильма претензий никаких нельзя выставить (у Херта и Бина вообще очень занятные образы, в коллекцию актеров, так сказать), то вот по существу к самому автору есть ряд вопросов.
Если в «Истории Кристи Брауна» или «Во имя отца» Шеридан выстраивал бытовые подробности таким образом, чтобы из них создавался непростой образ внутреннего мира человека (или поколения страны, если угодно), то в данном случае выходит наоборот – все сложности характеров, все непростые социальные отношения, так или иначе, скатываются в довольно скучные вопросы землевладения. И там, где бы с такими-то актерищами взять, и поднажать, режиссер отправляет зрителя на аукцион или устраивает драку. Конечно, тут же, толкаясь локтями, выпрыгивают на сцену и политико-социальные аспекты, чего уж точно видеть непривычно и даже неожиданно.
Впрочем, если рассматривать фильм в отрыве от всего раннего творчества Джима Шеридана, то все не так уж плохо. Тут есть много действительно впечатляющих пейзажей, несколько аутентичных, пусть и самодостаточных в плане сюжета, сцен из жизни Ирландии начала 20-го века. Бытовые подробности и внешний вид героев вызывают исключительно одобрение и доверие – слишком грязные, грозные и сквернословные они, чтобы хоть капля обличения зародилась во рту критика. Но, судя по всему, большинство усилий кануло втуне. И, если кто-то ждет до конца, что эта суровая, аскетичная постановка разрешится чем-то соответствующим, его ждет разочарование.