Превосходно написанная и сыгранная кинопьеса про любовный многоугольник, в котором помимо прочих участвуют 15-летний мальчик и две учительницы (Денч и Бланшетт). Автор — тот же, что у «Близости».
Драма |
16+ |
Ричард Эйр |
25 декабря 2006 |
8 марта 2007 |
1 час 32 минуты |
Барбара (Денч), язвительная дама пенсионного возраста, всю жизнь преподает в школе историю — и относится к тем училкам, которых побаиваются как дети, так и директор. В новую учительницу Шебу (Бланшетт), высокую блондинку с приоткрытым ртом, все, наоборот, немедленно влюбляются. Блондинка замужем за симпатичнейшим немолодым господином (Найи) и воспитывает двух детей, в том числе веселого мальчика-дауна. Тем возмутительнее выглядят дальнейшие события: у Шебы начинается бурный — главным образом физиологический — роман с 15-летним учеником (Симпсон), а одуревшая от одиночества Барбара сама пытается совратить Шебу.
Сценарий «Дневника» написал Патрик Марбер, автор «Близости», — и все признаки первоклассной английской драматургии здесь налицо: пинг-понговые диалоги, рискованный юмор, плохо скрываемая мизантропия, ставка на сильных актеров, более чем оправдавшаяся, учитывая, что и Денч, и Бланшетт получили по оскаровской номинации. Не бог весть какому режиссеру Айру («Айрис» с той же Денч) оставалось, в общем, развести мизансцены и озвучить действие беспроигрышной для женских драм, хотя и слегка навязчивой, музыкой Филипа Гласса. Вынесенная в заголовок скандальность (надо все ж заметить, что речь в оригинале идет не о «скандальном дневнике», а о «дневнике о скандале») обставлена вполне по-домашнему: и Шеба спит с пареньком не потому, что она какая-то порочная, а потому что неудобно вроде было отказаться, и лесбийская мания Барбары вызвана тем, что она просто слишком привыкла доминировать, чтобы ужиться с мужчиной. Главное, что эта картина — как и «Близость», например, — в первую очередь развлечение, пусть и нелегкое, пусть и для взрослых. До дрожи увлекательно смотреть, как взаимодействуют в кадре две актрисы (и Денч, конечно, делает Бланшетт), очень весело слушать ядовитые закадровые комментарии Барбары, сюжет никогда не буксует. Между тем влюбиться в «Дневник» трудно — он слишком мало имеет отношения к жизни (как ни странно) и слишком много — к литературе и театру. Но это достойная литература — и очень хороший театр.