Театральную афишу Петербурга трудно представить без моноспектаклей Алексея Девотченко. «Для Петербурга моноспектакль Алексея Девотченко — это уже какой-то особый жанр. Количество его спектаклей перешло в новое эстетическое качество… Благодаря всем этим работам сложился и вышел вдруг за рамки отдельного спектакля некий собирательный образ артиста Девотченко как универсального читателя… Российская словесность благоволит к герою Девотченко — она хочет быть им прочитана» (Лилия Шитенбург).
Спектакль создан по стихам известного русского поэта первой трети ХХ века Саши Черного (псевдоним Александра Михайловича Гликберга).
Саша Черный родился в Одессе в 1880 году, с 1905 года жил и работал в Петербурге. С 1920 года — в эмиграции. Умер во Франции в 1932 году.
Основу композиции составили как сатирические, так и лирические стихи поэта.
В центре спектакля — судьба русского интеллигента, петербуржца начала прошлого века, переживающего (или проживающего) вместе с Россией все выпавшие на ее долю испытания. Это герой периода безвременья, политической неразберихи рубежа веков. Катастрофа, которой закончилось это время, привела героя, как и многих его современников и соплеменников, на чужбину.
Несмотря на поэтическую структуру спектакля, он имеет довольно строгую композицию. Спектакль можно разделить на четыре части, из которых первые три: «Быт», «Любовь», «Политика» — «российский» этап жизни героя. Заключительная часть — «Эмиграция», жизнь героя вдали от родины, обретение себя в одиночестве…
Единственным другом и собеседником героя на протяжении всего спектакля является фортепиано, игрой на котором А.Девотченко владеет виртуозно. Музыка является не только эмоциональным фоном спектакля. Инструмент — равноправный партнер артиста, в общении с которым и выстраивается собственно драматический конфликт.
Это первая совместная работа Алексея Девотченко и Григория Козлова, положившая начало долгому и плодотворному сотрудничеству двух мастеров сцены.