В темном лесу несколько человек ищут заблудившуюся девочку. Поместив героев в эти обстоятельства, Женя Беркович — это ее вторая работа в Гоголь-центре, — пытается обнаружить первоосновы норм поведения в современном обществе, находящемся в перманентном тревожном поиске чего-то жизненно важного. По-новодрамовски социальная пьеса Любови Стрижак — про сегодняшний день, что не мешает ей быть при этом своего рода мистической притчей.
Драматический |
16+ |
Евгения Беркович |
Вот и породнились "Гоголь Центр" с "Практикой" (по духу и по актерам, Светлана Иванова-Сергеева из Практики). Пьеса только для талантливых актеров (что и случилось). О чем пьеса? Да - о жизни по Шукшину и Яблонской. Религиозные деятели вместе с Эдуардом Успенским могут чего-то заявить по поводу декораций - триптиха на детской площадке (бога-типа Чебурашки, старухи-Шапокляк типа Раневской и Гены). Рядом со мной похихикивали не к месту и во время каждого матерного слова (разный зритель бывает), но никто не ушел раньше времени... Ценз - строго от 16-18 лет. Впечатления - положительные: классная игра актеров, умная пьеса (есть что говорить и что слушать)...
Сразу скажу, что большинство актёров – молодцы. На них было как минимум интересно смотреть. Не их вина, что им выпало играть именно это и именно так. Очень порадовали "возрастные" актёры, которым хотелось верить. Так что в актив спектакля можно занести удачный микс молодости и опыта труппы. Очень хороша первая сцена (или intro) – красиво и эмоционально.
Касательно постановки – получилось, на мой взгляд, сыровато и немного невнятно. Ощущение, что у Беркович не было цели помочь зрителю с "перевариванием" основной смысловой нагрузки, запрятанной в ворохе иносказаний. Возможно даже, что изначально у этой нагрузки отсутствуют чёткие очертания. Ну да, мы видим, что каждый герой говорит фактически сам с собой; рассказывает свою историю, почти трагедию. Но общей картины почему-то не складывается. Порой довольно сложно догадаться, почему один герой реагирует на другого именно так и говорит именно это.
Моя спутница сразу отметила, что в режиссуре и сценарии очень чувствуется женская рука. Готов согласиться – "выламывание рук" и какие-то чисто женские заморочки – смотришь на это с лёгкой саркастической улыбкой.
И, конечно, нельзя не отметить использование полного набора инструментов классической "современной" постановки – геи и религия, мат и мужские яйца (не прибитые), истерики и слёзы. Что это? Намеренное использование почти всех известных нам клише "злободневного" театра или прям-таки от чистого сердца? По ходу спектакля сложилось впечатление, что автор искренне постарался.
В целом, если у вас нет проблем с "новым русским" театральным языком, можно сходить. Но ждать откровений или пищи для ума, пожалуй, не стоит.
Сильнее чем студенческий театр. Здесь уместно постановка на малой сцене, на мой взгляд, спектакль выглядел бы сиротливо в пространстве большого зала. Иногда следует отказаться от места в первом ряду. К тому, что усилить эффект камерной сцены близкой в сравнении с театром Практика и юго-западным подвалом.
Спектаклю подходит определение дебютант в качественном творческом поиске. Просматривается театральная кинематографичность Серебренникова в теме отсылки влияния мастерка на самостоятельных талантливых учеников.
Участники процесса поисков пропавшей девочки, занимались показным спасательством, когда в сущности бессознательно оправдывали свои страхи и слабости, трусость, инфантилизм.
Потерянная Маша может быть образом свободного внутреннего ребенка, сбежавшего, чтобы взрослые «вскрыли» раны или если здесь уместно вернулись к себе подлинно живым. Чужое горе или потеря, за которое цепляется обострение личный конфликт толкающий на поиски своего заблудившегося ребенка. Марина в роли потерянной матери, отчаянно компенсирует материнство в заботу о юноше Милоше, которого втягивает в спасение девочки Маши. Там же на детской площадке находится потерянная влюбленная Марина.
Очень хороший спектакль. Отличная игра актеров. Игорь Бычков, играющий Милоша. Человек это всегда борьба /смешение добра и зла, даже негодяи способны вызывать сострадание. Финальный монолог Милоша, до сего момента казалось что он святой, провидец не от мира сего, не понятый и не оцененный. Ан нет, он воплощение абсолютного зла. Черная дыра куда страшно заглянуть так как там нет ничего. Такую пустоту и так остро я прочувствовала в театре лишь однажды, в Июле у Вырыпаева. Сергей Галахов, бывший мент, а ныне детектив, брутален, обманчиво туповат в начале и груб. Такой тип нравится женщинам, таких мало на московской сцене, но Гоголь похоже скоро восполнит и этот пробел. Смотрится без пауз, на одном дыхании. Есть провалы в стройности повествования, которые я бы отнесла скорее к пьесе, отнюдь впрочем не умаляющие очарования спектакля. Говорят новичкам везет, но мне кажется, что здесь не столько везение, сколько отличная работа и мощный задел на будущее. Браво!