Драматический |
16+ |
От этого дня у меня останутся впечатления, фотографии и видео. И я сейчас не только про видеофрагменты спектакля, но и про видео, где я с артистами в цыганских костюмах отжигаю на сцене. Так вот, совершенно неожиданно для себя...
30 июня состоялась премьера нового спектакля в Театре Романа Виктюка "Островский. Авангард". Когда я впервые увидела название, возникло много вопросов. Посудите сами - Островский умер за несколько десятков лет до зарождения авангарда. Каким же образом фамилия русского классика 19 века и название новаторского течения в искусстве 20 века оказались рядом в названии спектакля? Оказывается, этому есть вполне логичное объяснение.
Спектакль начался с выступления Дмитрия Бозина, который продемонстрировал нам несколько фрагментов из фильма "Гроза" 1933 года режиссера Петрова по одноименной пьесе Александра Островского. Вот в чем была скрыта загадка связи классики с авангардом. В начале 20 века Эйзенштейн, сотрудничая с Мейерхольдом, стал основоположником советского киноавангарда. В фильме "Гроза" мы можем увидеть стиль, повторяющий работы Эйзенштейна. Те же крупные планы, расфокус, а потом диагональные кадры и движущаяся камера. Те же живописные мизансцены, те же постановки кадра, еще пока театральные, и актерская игра там пока театральная.
Если я верно поняла идею, спектакль "Островский. Авангард" - это эксперимент от обратного, то есть, от авангардного кино к театру. Постановка состоит из четырех частей, фрагментов из четырех произведений Островского, сценами для которых стали разные локации Театра. Первые два фрагмента из пьес "Волки и овцы", режиссер Игорь Неведров, и "Доходное место", режиссер Кирилл Шендеров, были сыграны на балконах, где установили небольшие импровизированные сцены с поручнями. Отрывок из "Бесприданницы", режиссер Александр Тарасов, играли по очереди то на центральном балконе, то на сцене Театра, то в рядах партера. А сцену из из пьесы "Свои люди - сочтемся", режиссер Андрей Боровиков, усадив зрителей в партер, перенес полностью на сцену, на круглый вращающийся подиум в самом ее центре. От локации к локации нас водили цыгане, не настоящие. конечно. Это были актеры в цыганских нарядах, но, должна отметить, сыграно крайне правдоподобно.
Контраст ярких голубых, оранжевых и желтых оттенков света, разные ракурсы, выход актеров за пределы импровизированных сцен, крупные планы и замкнутое пространство балконов, 360 градусов сцены в третьем действии и ограниченная часть сцены в четвертом, архитектура самого Театра в качестве сцены для спектакля - все это напоминает нам приемы постановки кадров в авангардном кино. И если первые три фрагмента были...так и хочется сказать - сняты...поставлены в классическом варианте, то для того, чтобы разглядеть авангард в четвертом, - можно ничего не знать ни о самом этом направлении, ни о кино, ни о театре. Гипертрофированный авангард в нем буквально кричит со сцены посредством цветных геометрических декораций, ярких костюмов с геометрическим принтом, резких угловатых движений, манеры речи. Тем не менее, все фрагменты связаны общей нитью и при всех вводных по-прежнему остаются произведениями Островского.
Разобранные на части и вновь собранные воедино, но уже с расставленными акцентами и подчеркнутыми деталями, здесь, на сцене Театра Романа Виктюка, пьесы Островского заиграли новыми красками, нашли отголосок в сердцах зрителей. Все так же о любви, о жизни, о действиях и противодействиях, о поступках и последствиях, они остаются актуальными и в наше время. Вобрав в себя житейскую мудрость, они несут в себе мораль и учат жизни. Несмотря на почти двести лет разницы с героями пьес, мы все так же на них похожи, у нас прежние ценности и грехи. Спектакль цепляет, он заставляет задуматься, ведя от балкона к балкону, от одной картины человеческих трагедий к другой. Непосредственная близость к актерам вовлекает в спектакль, затягивает в действие.
Конечно, путешествие, а особенно - подъем из фойе ниже первого этажа сразу на четвертый к балконам, очень выматывает, но однозначно того стоит. А благодаря оригинальному формату и удачно выбранным фрагментам, постановка будет интересна и искушенным театралам, и среднестатистическому зрителю, и не очень симпатизирующей классике современной молодежи. В очередной раз Театр Романа Виктюка пронзил мое сердечко стрелой Купидона. Браво!
Островский. Авангард.
30 июня состоялась премьера в «Театре Романа Виктюка». Впервые эскиз пьесы сыграли в рамках акции «ночь театров» и в честь 200-летия великого русского драматурга — Александра Николаевича Островского. И она так понравилась зрителям, что они попросили ввести её в постоянный репертуар театра.
Пьеса очень неожиданная по решению, это скорее имерсивное путешествие по театру. Идея в том, чтобы использовать места, где обычно сидят зрители для выступления актеров, а поклонникам театра дать возможность выйти на сцену. О таком необычном решении мечтал еще Роман Григорьевич Виктюк, по словам его учеников.
Наше впечатление началось с посещения кабинета-музея Р.Г. Виктюка, в который теперь можно заходить перед каждым спектаклем, чтобы посмотреть на интересный выбор книг, афиши и вид из окна.
Потом мы спустились в нижнее фойе, где увидели фрагменты фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года и Дмитрий Бозин рассказал нам об авангарде, о его приемах и решениях, это подобно камертону в музыке, должно настраивать зрителя на правильный лад. После этого толпа цыган исполнила зажигательный танец и увлекла нас за собой. Этот момент используют, чтобы разбить зрителей на две группы, которые потом, посмотрев два спектакля, объединятся.
Мы поднялись на балкон и посмотрели первый спектакль, режиссированный Игорем Неведровым. Это был кусочек из «Волки и овцы». Прохор Третьяков в роли Лыняева, Мария Матто в роли Глафиры и Алдар Когаев, в прямом смысле на подпевках. Этот кусочек больше всего понравился моему сыну, как и многим, кто не знаком с творчеством Островского, здесь было все просто и понятно, красивое и ясное визуальное решение. Актеры хороши.
Затем мы переместились на второй балкон и там посмотрели отрывок из «Доходного места». Как сказал позже, на пресс-конференции режиссер этого фрагмента, Кирилл Шендеров, он заложил в этот спектакль метафору Ноевого ковчега, на котором Жадов пытается сохранить себя и Полину в любви и беспорочности. Анастасия Якушева и Никита Башков отлично и эмоционально отыграли отрывок.
Далее цыгане нас повели на сцену театра. Мы стояли на этом не побоюсь этого слова святом месте, а внутри нашего круга и на балконах разворачивалась драма «Бесприданница». Константин Авдеев – Карандышев, Никита Башков –Паратов, Мария Матто –Лариса и Александр Семенов – Кнуров. Вот тут я увидела первый минус спектакля, во-первых, не видела ни одного актера, который бы переиграл Никиту Михалкова в этой роли рокового мужчины (если видели пишите, мне кажется это невыполнимая задача), во-вторых, т.к. действие меня захватило до глубины души и мне нужен был антракт, чтобы выпить чашечку кофе или шампанского и поговорить с о коварстве любви и жестокой судьбе. Но нет на сцене зажглась надпись, что нужно садится в партер. Мы понеслись по четвертой пьесе поставленной Андреем Боровиковым.
«Свои люди –сочтемся» Зажигательный актерский состав: Павел Новиков, Наталья Мороз, Виктория Савельева, Сергей Соломин, Олеся Быкодерова, Игорь Тенсин, Владислав Сыровацкий. Отсылка к Всеволоду Мейерхольду, который считал, что спектакли Островского должны быть сказочными. Сцена похожая на музыкальную шкатулку, наполненную гротескными образами фарфоровых кукол-клоунов. Декорации в духе «Супрематической композиции» Казимира Малевича. Трагикомедия, выполненная в лучших традициях русского авангарда. Очень смешно, контрастно, ярко и выразительно. Визуально тоже интересно, видела много фото со спектакля – очень интересные. Открытие для меня в этом спектакле Сергей Соломин – потрясающий в одной из главных ролей, очень артистичен и великолепен. Браво! Виктория Савельева – отличная Липочка получилась, очень талантливо, тонко и смешно. Все актеры большие молодцы – отличная командная работа. Браво!
Особенно хочу отметить пластику актеров спектакля, как всегда – на высоте. Режиссер по пластике Владимир Аносов продолжает радовать зрителей.
Шероховатости были с размещением зрителей, но это и понятно, т.к. это эксперимент для театра и эта схема еще не отработана до конца. Мне в целом идея путешествовать по театру понравилась, т.к. я люблю ходить, было очень интересно и впечатляюще, надеюсь этот спектакль оставят в театре.