Придя в театр вместе с учащимися 10 класса, я поначалу растерялась: что могут увидеть мои ребята, привыкшие к лучшим спектаклям академических театров Москвы. Но в таком состоянии я пребывала недолго. Уже через несколько минут на смену растерянности пришло удивление, любопытство, которое, нарастая, постепенно перешло в радость. Такое чувство нас посещает при встрече с давним любимым другом. Это же я испытала и на вашем спектакле. Открылась дверь - и старое, хорошо известное, но очень любимое вдруг совершенно по-новому стало выстраиваться перед нами, зрителями. Молодые люди, чуть старше моих десятиклассников, не просто со сцены читали Пушкина, они проживали в предложенных им обстоятельствах, любя, ненавидя, восторгаясь и горя мщением. Удивительно! Ярко, легко, эмоционально! С нами говорили не актеры - очевидцы событий травли великого поэта, сам поэт, его Муза. Местами казалось, что боль поэта вошла в каждого из нас, следящих (нет, не за игрой!), за все громче и напряженнее бьющимся сердцем Пушкина. Что он испытал в последние минуты жизни? Горечь? Стыд? Предательство? Нет. Всем спектаклем было доказано: главное для поэта - любовь. И только с ней, во имя ее он жил и творил.
После спектакля спросила мнение ребят и была рада, что наше мнение во многом совпало. Спросила, какую роль кто из них хотел бы сыграть. Большинство мальчиков выбрали роль Пушкина и Бенкендорфа. Еще раз огромное спасибо театру "Smile" за возможность погружения в самое удивительное и прекрасное в нашей культуре - лирику А.С.Пушкина.
Молодым актерам хочется пожелать такого же эмоционального горения на долгие-долгие годы, новых спектаклей, серьезных ролей, полных зрительных залов.
7 ноября 2012 года спектаклю "Поэт" присужден гран-приз IX театрального фестиваля "Молодые-Молодым".
Рецензия от писательницы и литературного критика Влады Ладной, спектакль "Поэт".
Как писал Станислав Лем, всё в мире - шифр. И извивы коры на дереве, и рисунок на перьях птицы. Вселенная всё время пытается нам что-то сказать, только говорит не напрямую, а кодируя свои сообщения.
Почему?
Спектакль "Поэт" в Smile :) Театре - тоже сплошная загадка и шифрограмма.
Классическая поэзия - и использование пантомимы на грани клоунады. Элементы комедии дель-арте. Даже явные отсылки к немому кино с его чёрно-белой гаммой, утрированностью движений и чувств. Зачем? Кто пробегает в сцене диалога в саду? К чему такая необычная манера чтения стихов?
С какой стати действие происходит на фоне скупо белой кирпичной стены, напоминающей то ли монашескую келью с её аскетизмом и богатством духовной жизни, то ли экран в кинотеатре, на котором ещё только предстоит возникнуть мирам и походам и который поэтому безжалостно взывает к воображению зрителя.
Бог в деталях. Детали в спектакле тщательно выверены. Мистический вой метели, потусторонняя зелень лунного света, арлекинада, кривлянье на чопорном балу. Изысканна сцена диалога лицеистов в саду. Разговор о вечном, сопровождаемый ползаньем букашек, порханьем бабочек-однодневок. Жестокое напоминание о хрупкости жизни, даже если это жизнь человека, венца творенья. И когда в конце юные философы у нас на глазах превращаются в мотыльков и улетают, от этого превращенья веет сказочностью пополам с горечью. То ли гусеницы стали прекрасными шоколадницами - ах, какая прелесть! То ли карма настигла грешников, и они из поэтов переродились в низшие созданья.
По какой причине авторы используют такой сложный сплав изобразительных средств?
Это просто на грани эпатажа.
Традиции и новаторство, классическое и шокирующее современное так страстно соединяются в спектакле, что он начинает походить на симбиоз средневековой гравюры Дюрера и металло-космического звездолёта из фантастического романа. Спектакль стирает границы между прошлым и будущим, между эпохами и пространствами, между видами искусства и стилями.
Неискушённому зрителю постановка трудна для понимания. Зачем так сложно?
Ответ очевиден.
Чтобы заставить нас с вами думать. Чтобы разбить все шаблоны и стереотипы. Чтобы развеять в прах затасканность школьного
восприятия Пушкина. Чтобы заново открывать для себя гениальную простоту его творений. Находить в ней неизмеримую сложность бытия. Блуждать в неисповедимых лабиринтах человеческого духа. Запутываться в них - и упорно искать выход. И помнить: истина - в поисках истины.
Разгадывайте, распутывайте шарады и коды спектакля. Они сродни тайнам самой жизни. Вы не разочаруетесь, если не ищете лёгких путей.
Впечатления от спектакля были яркими. Удивило, что, как правило, после окончания действия, все вскакивают со своих мест и мчатся в гардероб. А тут... Ребята сидели на месте и не торопились
уходить. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА! Поскольку мы проходили на уроках литературы этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, то было интересно отгадывать их в стихах, Понравилось, как обыграли южную ссылку.
СПАСИБО за доставленное удовольствие.
«Smile :) Театр». Почти три часа пополудни. Впереди еще немного времени. Мы ждем начала спектакля.
В России если спектакль называется «Поэт», то о ком - не спрашивают. Публика с интересом рассматривает нарочито бутафорскую колонну, необычные занавесы. Все говорит о своеобразии постановки. В таком интерьере само понятие спектакля кажется относительным, схематичным. Предчувствия правы. Неожиданное начало (для него приходится вернуться на лестницу) только подтверждает условность наших ожиданий. Сначала такая необходимость – довериться художественному пространству режиссера – раздражает. Хочется раскритиковать «ма-а-асковский» акцент, мелирование в волосах «няни», хочется поинтересоваться, уместны ли подтяжки в гардеробе лицеистов, а потом… потом с доверием погружаешься в хронотоп событий, даешь себя вести молодым актерам по страницам стихов – не биографии, а именно стихов. В ритм словам – строкам – вздохам – движениям воспринимаешь и принимаешь новую реальность и умудряешься вдруг прожить, принять такое видение судьбы Поэта. Улыбаюсь, услышав любимые «Стансы» на французском, как они и были написаны. Думаю, не знай я перевода – я поняла бы его без затруднений. Пытаюсь делать записи и пометки, еще не зная, что дома обнаружу лишь отрывки, лишь строки, строки, строки… Известные – из стихов, менее зачитанные – из переписки.
Актеры берут харизмой, обаянием, молодостью. Берут надрывом без писка, искренностью без панибратства. Обращает внимание прием прочтения пословно. Монолог «разыгрывается на двоих» за счет разбиения реплик интонацией – может быть, не всегда подразумеваемой классиками литературоведения. Стихи оживают, и, наверно, это самое верное определение тому, что происходит на сцене.
Поневоле возвращаясь мыслями к началу спектакля, сожалею, что дала волю скепсису. Так возраст, опыт, искушенность собирает дань со взрослых – педагогов и членов жюри конкурса «Золотой витязь», собравшихся в зале. Наверно, старшеклассники были бы более благодарной, доверчивой, принимающей без условностей аудиторией. Остается им и порекомендовать спектакль – такой не-хрестоматийный, такой юный, такой оригинальный, как – сам Поэт.