Режиссер Александр Артемов в своих спектаклях последовательно и не первый год превращает в музыку то, что по привычке музыкой не кажется (композитор - Настасья Хрущева). Буквы алфавита, намертво засевшие в памяти цепочки фраз и старых ритмов, обрывки случайно услышанных в транспорте разговоров – любой сор может обернуться сокровищем. Преодоление обыденности и узости мышления – один из сюжетов «Широты».
В новом сочинении аранжированы и переосмыслены не только житейские истории с просторов интернет-форумов: в переплавку идет и жанр парадного советского пения, и официальные идиомы типа «родных просторов», и сами эти просторы, родные без кавычек, огромные уральские расстояния.
Из этой двойственности – размаха и мелочей, фольклорной обезличенности и личных интонаций – соткан спектакль. Его главные герои – музыканты, поочередно выходящие через зал на сцену, пока симфонический оркестр театра не соберется в полном составе, и медленное движение, фиксированные позы, обмены взглядами создают линии напряженности поверх и за пределами историй, рассказанных их голосами. Голоса эти звучат в записи и принадлежат уже не лично артистам оркестра, а спектаклю в целом. И когда все отведенное людям пространство заполнено, широта их общности выходит за пределы простой кумулятивности, перерождается, взрывается официальной, музыкально формализованной декларацией для хора и оркестра. В бодром рефрене завершающей спектакль кантаты «Ша! – Широта!» слышится одновременно удаль и призыв ее обуздать, по возможности – самостоятельно. И, начиная ему невольно подпевать, отчетливо осознаешь, в чем разница между страной и государством. Татьяна Белова